АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО

 Авангардное искусство — термин обозначающий ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу.

Л. С. Попова. Портрет философа.

Л. С. Попова. Портрет философа.

Понятие в значительной степени эклектичное по своей сути.

Авангардное   искусство,   прежде   всего,   строит   системы новаторских   ценностей   в  области  прагматики. Авангардист не может запереться в кабинете и писать в стол: самый  смысл  его  эстетической  позиции  -  в активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок, скандал, эпатаж — без этого авангардное   искусство   невозможно. Вот  что  пишет  об  этом русский филолог и семиотик М. И. Шапир, обосновавший прагматическую концепцию авангардного   искусства:  «В авангардном   искусстве   прагматика   выходит  на  передний план. Главным  становится  действенность  искусства  -  оно призвано  поразить,  растормошить,  вызвать  активную реакцию у человека со стороны. При этом  желательно,  чтобы  реакция  была немедленной,  мгновенной,  исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетической формы и содержания. Нужно, чтобы реакция успевала возникнуть и закрепиться до их  глубокого  постижения, чтобы  она,  насколько  получится,  этому  постижению помешала, сделала его возможно более трудным. Непонимание,  полное или  частичное,  органически  входит  в  замысел авангардиста и превращает  адресата  из  субъекта  восприятия  в   объект,   в эстетическую  вещь,  которой  любуется  ее  создатель-художник … Самое   существенное   в   авангарде  -  его необычность, броскость. Но это меньше всего необычность формы и содержания: они важны лишь постольку, поскольку «зачем»  влияет на   «что»   и   «как».  Авангард,  прежде  всего  -  необычное прагматическое  задание,  непривычное  поведение   субъекта   и объекта.  Авангард  не  создал новой поэтики и своей поэтики не имеет; но зато он создал свою новую  риторику:  неклассическую, «неаристотелевскую»  систему  средств  воздействия на читателя, зрителя или  слушателя.  Эти  средства  основаны  на  нарушении «прагматических   правил»:   в   авангарде   субъект  и  объект творчества  то  и  дело   перестают   выполнять   свое   прямое назначение.  Если  классическая  риторика  -  это использование эстетических  приемов  во  внеэстетических  целях,   то   новая риторика   -   это   создание   квазиэстетических   объектов  и квазиэстетических  ситуаций.  Крайние  точки   зрения   явления таковы:  либо  неэстетический объект выступает в  эстетической  функции  (так,  Марсель  Дюшан   вместо скульптуры    установил    на    постаменте    писсуар),   либо эстетический объект выступает в  неэстетической  функции (так, Дмитрий   Александрович   Пригов   хоронит  в  бумажных «гробиках»  сотни  своих  стихов).   Потому-то   и   действенны несуществующие  (виртуальные)  эстетические  объекты,  что весь упор  сделан  на  внеэстетическое   воздействие:   поражает   и ошарашивает  публику  уже самое отсутствие искусства (такова, к примеру, «Поэма конца» Василиска Гнедова,  весь  текст  которой состоит  из  заглавия  и  чистой  страницы).  Все дело в умелой организации быта: достаточно нацепить вместо галстука  морковку или нарисовать на щеке собачку».

Боди-арт как авангард.

Боди-арт как авангард.

Стремление быть на «гребне волны» и всячески шокировать публику проявляется в специфичности форм и средств выражения в авангардном искусстве. Обычно, авангардисты в своём самовыражении идут по пути сочетания несочетаемых элементов. Тут находится место и столовым приборам, обтянутым мехом, и позолоченным фекалиям.

Вполне логично (и это признают сами авангардисты), что авангардное искусство является интернациональным, поскольку, помимо прочего, происходит выход и за рамки национальной традиции, национальной культуры.

Отсюда следует нахождение авангарда вне культуры, как таковой. Несмотря на утверждение авангардистов, что они входят в современную культуру, находясь на её переднем крае, это утверждение противоречит идеологии авангардного искусства, поскольку всё, что входит в культуру в той или иной степени, авангардисты не принимают. Даже, если это — исторически более ранний авангард. Хотя, именно из-за такой идеологии обособления, «надкультурности» и стремления выбиться куда-то вовне, даже уже существующие давно примеры авангардного искусства нельзя назвать входящими в художественную культуру и традицию. Эти произведения, как правило, так и остаются внекультурными феноменами.

АВАНГАРДИЗМ В библиотеке «Зеркало сцены»

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.