АВАНГАРД В КИНЕМАТОГРАФЕ

«Авангард» — направление в западно-европейском кино двадцатых годов, связанное с поисками средств киновыразительности. 

Кадр из фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом».

Кадр из фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом».

Наиболее отчетливо «Авангард» проявился в кинематографе Франции и Германии.

Кадр из фильма Викинга Эггелинга «Диагональная симфония».

Кадр из фильма Викинга Эггелинга «Диагональная симфония».

Во французском кинематографе принято делить «Авангард» на два этапа – условный рубеж между которыми 1924 год — год смерти Л. Деллюка, деятельность которого в качестве критика, режиссера и сценариста способствовала ориентации французских кинематографистов на разрыв с коммерческим кино и поиски новых путей развития киноискусства. Выдвинув понятие «фотогении» как лозунг борьбы за обновление кино, Деллюк призывал к более непосредственному контакту с реальностью, обогащению киноязыка. Среди французских кинорежиссеров он выделял А. Ганса («Матерь скорбящая», 1917; «Я обвиняю», 1919; «Колесо», 1923), М. Л’Эрбье («Эльдорадо», 1920, «Бесчеловечная», 1923), и Ж. Эпштейна («Верное сердце», 1923) как выразителей новых тенденций. Они вместе с Деллюком («Лихорадка», 1921), Ж. Дюлак («Испанский праздник», 1919, «Улыбающаяся мадам Беде», 1922) и Ж. Ренуаром («Дочь воды», 1924) и составили так называемый «Первый авангард». Для произведений которого, были характерны установка на поэтическое самовыражение, лиризм, использование зрительных метафор и аллегорий. Для этого использовались различные технические приемы, такие как замедленная и ускоренная съемка, ассоциативный монтаж, двойная экспозиция и т.д. Склонность к натурным съемкам и лирическому отражению природы закрепили за «Первым авангардом» так же и наименование «киноимпрессионизм». Эта линия была продолжена фильмами режиссеров Ж. Грамийона («Прогулка в открытом море», 1926), А. Кавалканти («Маленькая Лили», 1927; «На рейде», 1927), Д. Карсанова («Менильмонтан», 1927), Ж. Лакомба («Зона», 1928), а также в творчестве Ж. Виго, Ж. Ренуара, М. Карне.

«Женщина ниоткуда».  Реж. Л. Деллюк. 1923 г.

«Женщина ниоткуда».
Реж. Л. Деллюк. 1923 г.

Во второй половине двадцатых годов во Французском «Авангарде» возобладали тенденции превращения технических приемов в самоцель. Авангардистские эксперименты приобретали все более элитарный характер. Испытывалось ощутимое воздействие абстракционизма, дадаизма, сюрреализма. Возникают теории «чистого кино», «чистого движения», «зрительной музыки». Был создан ряд фильмов представлявших собой эксперименты в области пластической композиции и ритма (Ф. Леже «Механический балет», 1924; А. Шомет «Игра отблесков и скорости», 1925). Другая группа экспериментов была направлена (под влиянием фрейдизма) на формирование иррациональной смены образов (Мэн Рей «Морская звезда», 1928, Л. Буньюэль «Андалузский пес», 1930). Под влиянием дадаизма был создан фильм «Антракт» (реж. Р. Клер, 1924), под влиянием сюрреализма – «Раковина и священник» (реж. Ж. Дюлак, 1928) и «Золотой век» (реж. Л. Буньюэль, 1930), под влиянием конструктивизма – «Марш машин» (реж. Э. Деслав, 1929). Картины «Второго Авангарда» как правило, создавались вне системы коммерческого кино. Однако многие режиссеры, ставя коммерческие фильмы, вводили в них авангардистские мотивы и эпизоды (Р. Клер «Призрак Мулен-Ружа», 1925; М. Л’Эрбье «Деньги», 1927).

Постер к фильму Луиса Бунюэля «Андалузский пёс».

Постер к фильму Луиса Бунюэля «Андалузский пёс».

«Андалузский пёс».  Реж. Л. Буньюэль. 1928 г.

«Андалузский пёс».
Реж. Л. Буньюэль. 1928 г.

Многие приемы выразительности найденные в ходе экспериментов французского «Второго Авангарда» получили широкое распространение в практике мирового кино.

«Антракт».  Реж. Р. Клер. 1924 г.

«Антракт».
Реж. Р. Клер. 1924 г.

В немецком кинематографе «Авангард» начался с экспериментов в области создания абстрактных фильмов. Х Рихтер в сериях короткометражных лент «Ритм-21» (1921) и «Ритм-22» (1922) сделал попытку придать движение беспредметным живописным композициям, соединяя живописный ритм с музыкальным. В том же направлении работали В. Эггерлинг («Диагональная симфония», 1922), В. Рутман (серия «Опусы», 1922-1925), О. Фишингер (серия «Этюды», 1926-1928). Эти фильмы побудили к аналогичным экспериментам представителей французского «Авангарда». Сами же немецкие авангардисты постепенно эволюционировали в сторону документализма (В. Рутман «Берлин, симфония большого города», 1927; «Инфляция», 1927; Рихтер «Гоночная симфония», 1928).

ав300

В 1947 году в США под общим руководством Рихтера был создан экспериментальный фильм «Сны, которые можно купить за деньги». В создании фильма (в качестве авторов отдельных новелл приняли участие авангардисты двадцатых годов Ф. Леже, М. Дюшан, Мэн Рей, М. Эрнст.

В 1951 году Рихтер выпустил фильм «Тридцать лет экспериментов» (антологию «авангарда»).

АВАНГАРДИЗМ В библиотеке «Зеркало сцены»

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.