АКАПЕЛЛА

А капелла (итальянский — A capella, alla capella или capella, — «как в часовне»), особого рода многоголосное преимущественно хоровое (иногда ансамблевое) пение без инструментального сопровождения.


Термин появился в конце XVII века, его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле.

В более широком смысле «а капелла» называют вокальную партию, исполняемую без музыкального сопровождения.

А капелла характерно для народного музыкального искусства (русского, грузинского, болгарского).

В церковной музыке распространенно в раннем католицизме (раннехристианской - апологетом хваления Богу, воздаваемого исключительно словом (логосом), озвученным человеческим голосом, без «флейт и труб», был уже Климент Александрийский; органное сопровождение на Западе введено только в 660 г.) и православии. В России сторонником внедрения в богослужения инструментов был знаменитый композитор Александр Гречанинов, однако это решение не было принято Поместным собором 1917—1918 года. Хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно a cappella. В Древних (монофизитских) церквях Востока (Эфиопской, Коптской, Малабарской) иногда допускается музыкальное сопровождение, в том числе с использованием традиционных африканских и азиатских инструментов.

Стиль пения a cappella развивался также в светском певческом искусстве композиторами Возрождения, в том числе в мадригалах.

Как стиль профессионального хорового искусства пение a cappella определилось в культовой полифонии к концу средних веков, достигло расцвета у мастеров нидерландской школы (Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Я. Окегема, Я. Обрехта, Жоскена Депре, О. Лассо) и получило классическое выражение в римской школе (Палестрина, Беневоли, Скарлатти).

В некоторых случаях в XVII-XVIII веках пение a cappella (особенно светское)  сопровождалось и инструментами, имевшими своим назначением только подкреплять в унисон хоровые партии (солирующими инструментами или генерал-басом). Впоследствии стало вновь цениться исполнение вообще без сопровождения.

Пение a cappella широко применяется в камерной хоровой музыке европейских композиторов XIX века.

Больших высот достигло в русской хоровой культуре XX века (Танеева, Кастальского, Рахманинова, Чеснокова, Виктора Калинникова, Давиденко, Коваля, Шебалина, Свиридова, Салманова, Шостаковича). Так среди сочинений Д. Д. Шостаковича — десять поэм а капелла

В настоящее время пение a cappella распространено во всем мире и представлено в различных музыкальных жанрах: рок, популярная музыка, джаз.

Копирайт © 2010 Вячеслав Карп

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.