АКАФИСТ

Акафист, у старообрядцев акафисто (позднегреческое Akathistos — неседальный, от а — отрицательная приставка и kathizo — сажусь; гимн, при слушании которого нельзя сидеть), жанр православной церковной гимнографии,  элемент литургической драмы — хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы, святых или какого-либо праздника.


Первоначально и долгое время термин применялся только к тексту, написанному в VI или в VII веке и обозначаемому в русском обиходе как Акафист Пресвятей Богородице или Великий акафист (в память неоднократного избавления Константинополя от врагов защитой Божией Матери), который дал формальную схему всем позднейшим акафистам, написанным в подражание ему. Автор Великого акафиста не установлен: им называют патриарха Константинопольского Сергия (при нем было нападение персов на Константинополь в 626 г.) или Романа Сладкопевца.

Великий акафист Богородице всегда помещается в Постной Триоди, в последовании субботней Утрени 5-й седмицы Великого поста. Остальные акафисты содержатся в Акафистниках, Канонниках, Молитвословах, следованных Псалтирях и Часословах.

Появление гимнов, построенных по формальной модели Акафиста Пресвятей Богородице, имело место лишь на исходе византийской эпохи.

Старший список Акафиста Иисусу Сладчайшему датируется XIII веком; славянский перевод осуществлён в XIV веке, автор гимна неизвестен. Атрибуция иноку Феоктисту Студиту (IX век) — автору канона при этом Акафисте — или митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу (XI век) сомнительна. Существует гипотеза, что создание Акафиста Иисусу Сладчайшему связано с афонским монашеством конца XIII — начала XIV века, практикой исихазма и трудами Никифора Афонского (Исихаста) и Григория Синаита. Подтверждением служат древнейшие рукописи греческого подлинника и славянского перевода этого акафиста, найденные в библиотеках афонских монастырей.

Дальнейшее развитие жанра акафиста связано с именами Константинопольских Патриархов Исидора I Бухираса (1341—1349 гг.) и Филофея Коккина (1364—1376 гг.).

В XIV веке был написан акафист, никогда не имевший литургического применения, - переложение Акафиста Пресвятой Богородице ямбическим триметром, сделанное придворным поэтом Мануилом Филом. Последний из известных акафистов византийской эпохи принадлежит Иоанну Евгенику (первая половина XV века). Это Акафист апостолу Иоанну Богослову.

Жанр акафиста получил широкое распространение в Российской Церкви в XIX и начале XX веков. По данным А. В. Попова («Православные русские акафисты») к 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 158 акафистов и около 300 было отвергнуто.

Новый всплеск акафистографии наблюдается в конце XX - начале XXI века. Ежегодно появляется до 40-50 новых церковнославянских акафистов. Среди наиболее плодовитых авторов - Евгений Храповицкий и Александр Трофимов.

Помимо церковнославянских акафистов имеется также несколько сотен акафистов на других языках: греческом, румынском, сербском, английском, французском, болгарском, украинском, грузинском и др. Общее число оригинальных акафистов на разных языках достигло 1200.

Акафист — сложное по композиции песнопение, состоящее из 25 строф. 13 из них называются кондаками, 12 — икосами. За каждым кондаком следует икос, который состоит из двух частей: в первой содержится развитие темы праздника, во второй — 12 хвалебных припевов, начинающихся со слова «Радуйся». Кондаки (кроме первого) оканчиваются припевом «Аллилуйя». Первый кондак акафиста оканчивается, как и все икосы, припевом «Радуйся, невесто неневестная».

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.