АЛЛЕМАНДА

Аллеманда (от французского allemande — немецкий) — один из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко, стандартная составляющая сюиты (обычно 1 часть).


Принадлежит к массовым «низким» беспрыжковым танцам — бассданс. Как бытовой и придворный танец появился в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Этот танец, скорее всего, произошёл от танцев, популярных в то время в Германии. Во Францию аллеманда пришла из Эльзаса в эпоху Людовика XIV.

Композиторы писали аллеманды в двудольном тактовом размере, обращая внимание главным образом на гармонию аккордов. Современники считали, что в аллеманда «много музыки, но мало танца».

Подобно паване, аллеманда представляет собой танец в умеренном темпе и двудольном размере. За этим спокойным танцем обычно следовала оживленная трехдольная куранта.

В целом танец напоминает перемещение фигурок в музыкальной шкатулке. Максимум изящества, легкости и воздушности. Кавалер задает направление изменения фигур. Дама следует подаче кавалера, но при этом она не может быть абсолютно пассивной — ее задача легко реагировать на изменения направления движения, сохраняя грацию фарфоровой статуэтки. Абсолютно исключаются резкость и «топорность» движений. Аллеманда состояла из салюта кавалера и реверанса дамы, затем самого танца — спокойных шагов (одинарные и двойные бранли), различных положений рук (дама, скрещивая руки, поддерживала платье спереди, левая рука кавалера — на эфесе шпаги). Танцующие двигались парами друг за другом до конца зала, делали поворот на месте (не разъединяя рук) и продолжали танец в обратном направлении.

К концу XVI века аллеманда исчезла. Появившись снова под тем же назв. во второй половине XVIII века, приобрела более живой характер (музыкальный размер 3/4). В клавирной сюите XVIII века аллеманда стоит на первом месте — за ней следуют куранта, сарабанда и жига.

С формой аллеманды экспериментировали французские композиторы, сделав её четырёхдольной и более свободной в отношении темпа. Характерными чертами танца являются отсутствие синкоп, тональная и мелодическая контрастность.

Немецкие композиторы, такие как Фробергер или И. С. Бах, иногда вольно обращались с формой аллеманды для клавира, хотя аллеманды для нескольких инструментов выглядят у них более традиционно.

Итальянские и английские композиторы обходились с аллемандой свободнее, используя контрапункт и большее разнообразие в темпах (Корелли писал аллеманды от largo до presto). Английская аллеманда известна из рукописей, где описывается около десяти, временами очень похожих, вариантов исполнения этого танца.

В конце XVIII века слово «аллеманда» стали использовать для обозначения нового трёхдольного танца в размере 3/4 или 3/8. «Douze allemande» Вебера (op. 4, 1801 г.) предвосхищает появление вальса.

Копирайт © 2010 Вячеслав Карп


Из Del’s Dance Book


Перевод: Келебриан

Шаги аллеманд


ДЛ/ДП — Двойной с левой/правой ноги с продвижением вперед

В английских вариациях аллеманд эти шаги выглядят так же, как и в паване. Во французских вариациях эти шаги включают еще и движение pied en l’air («нога в воздухе»), то есть последний шаг заканчивается выносом свободной ноги вперед в воздух вместо простого закрытия шага. Для этого нужно согнуть ногу в колене, расслабив при этом стопу. Опорная нога в этот момент выпрямлена, и прыжок не совершается.

ДЛп/ДПп — Двойной с левой/правой ноги с прыжком

Сделайте ДЛ или ДП. На последнем шаге, вместо того, чтобы соединить ноги, сделайте маленький прыжок на той ноге, закончив его небольшим киком вперед, на манер «pied en l’air». Это наиболее употребимый «двойной шаг аллеманды», и есть основания полагать, что во всех случаях, когда не указано на обратное, двойной шаг выполняется с таким прыжком. Если в описании аллеманды указано, что определенные ее двойные шаги выполняются с прыжками, значит, все остальные ее двойные шаги выполняются без прыжков.

ДЛн/ДПн — Двойной с левой/правой ноги с продвижением назад

Эти шаги аналогичны описанным выше, но выполняются они с продвижением назад.

ОЛ/ОП — Одинарный с левой/правой ноги с продвижением вперед

Выполняются таким же образом, что и в паване.

ОЛс/ОПс — Одинарный с левой/правой ноги с продвижением в сторону

Выполняются таким же образом, что и ОЛ и ОП в бранле. Можно выполнять эти шаги и во французском стиле, тогда ОЛ заканчивается небольшим киком правой ногой влево, а ОП заканчивается небольшим киком левой ногой вправо («pied en l’air»).

ПЛ/ПП — Поворот влево/вправо

Эти шаги выполняются так же, как и ПЛ и ПП в контрдансах. Другой вариант — если партнеры стоят друг к другу лицом, то они делают ДЛ или ДП, держась одной или двумя руками, и тем самым меняются местами.

Черная аллеманда


Эта аллеманда намного сложнее всех остальных, но прежде чем пугаться, посмотрите, насколько просты все остальные. Это веселый танец.

Часть А

Такты Шаги Описание
1-8 ДЛ ДП ДЛ ДП Четыре двойных с продвижением вперед. В конце этой части партнеры разворачиваются лицом друг к другу и отпускают руки.

Часть Б

Такты Шаги Описание
1-4 ДЛн ДП Отойдите от своего партнера, потом снова вернитесь к нему. Развернитесь на 90 градусов влево. [1]
5-6 ДЛ Двойной с левой ноги, причем кавалеры идут в голову зала, а дамы — в хвост зала. Затем сделайте поворот вправо на 180 градусов.
7-8 ДП Двойной с правой ноги навстречу своему партнеру. Развернитесь лицом к своему партнеру.

[1] В Миндон Энвина кавалеры в первые два прогона Черной аллеманды на этом месте разворачиваются лицом в голову зала, а дамы — в хвост зала. В третий и четвертый прогон кавалеры разворачиваются лицом в хвост зала, а дамы — в голову зала. (Прим. переводчика)

Часть В

Такты Шаги Описание
1-4 Кавалеры ОЛс ОПс ПЛ Кавалеры шагают влево, вправо и разворачиваются. [2]
5-8 Дамы ОЛс ОПс ПЛ Дамы шагают влево, вправо и разворачиваются.

[2] В Миндон Энвина кавалеры на этом месте не разворачиваются вокруг себя, а обходят вокруг своей дамы. (Прим. переводчика)

Часть Г

Партнеры берутся за руки [3]

Такты

Шаги

Описание
1-2 ПЛ Партнеры меняются местами
3-4 Кавалеры: ОПс ОПс ОПс ОПс Дамы: ОЛс ОЛс ОЛс ОЛс Шаги выполняются в линию, партнеры держатся за руки. Эти шаги больше напоминают скольжение, так как приставляемая нога переносится не по воздуху, а по поверхности пола. Движения выполняются быстро.
5-6 ПЛ Партнеры возвращаются на свои исходные места.
7-8 Кавалеры ОПс ОПс ОПс ОПс Дамы: ОЛс ОЛс ОЛс ОЛс Скользящими шагами переместиться в хвост зала.

Партнеры отпускают руки

[3] В Миндон Энвина эту часть танцуют так:

Такты Шаги Описание
1-2 Дамы ОЛс ОПс Кавалеры ОПс ОЛс Держась за руки
3-4 ПЛ Партнеры меняются местами
5-6 Дамы ОЛс ОПс Кавалеры ОПс ОЛс Держась за руки
7-8 ПЛ Партнеры меняются местами

(Прим. переводчика)

Часть Д

Такты Шаги Описание
1-4 ДЛн ДП Отойдите от своего партнера, а потом вернитесь к нему.

Возьмитесь за руки и развернитесь лицом по направлению движения. Танец повторяется с части А.
Танец повторяется до тех пор, пока играет музыка. Во втором и четвертом прогоне часть В выполняется наоборот: сначала шаги и повороты делают дамы, а потом — кавалеры. [4]

[4] В Миндон Энвина второй прогон выполняется с расходами: первые шесть пар во время первой части расходятся попеременно налево и направо и продолжают танцевать лицом в хвост зала, остальные пары идет в голову зала. В третьем прогоне все пары идут в хвост зала. В четвертом прогоне все идут в голову зала. Танец заканчивается реверансом партнеру. (Прим. переводчика)

Королевская аллеманда

Часть А

Такты Шаги Описание
1-4 ДЛ ДПн Двойной вперед и двойной назад, после чего партнеры разворачиваются лицом друг к другу.
5-8 ОЛс ОПс ПЛ Шаг влево, шаг вправо, поворот, затем партнеры разворачиваются лицом по направлению движения.

Часть Б

Такты Шаги Описание
1-8 Часть А Повторить часть А, как описано выше.[1]
9-16 ДЛп ДПп ДЛп ДПп Четыре двойных с продвижением вперед и прыжками.

[1] В Миндон Энвина часть А повторяют в «зеркальном отражении», то есть с противоположных ног. (Прим. переводчика)

Танец повторяется до тех пор, пока играет музыка.
В оригинальных источниках существует еще как минимум три раскладки шагов для этого танца.

Аллеманда леди Сесилии

(Madam Sosilla Allemande)

Существует несколько различных вариантов записи этого танца в манускрипте Inns of Court. В особенности различия касаются части Б. Ниже приведена реконструкция того варианта, который ложится на имеющуюся у меня музыку и основывается на MS Harl 367.

Часть А

Такты Шаги Описание
1-5 ОЛ ОП ДЛ ОПн С продвижением вперед
6-10 ОЛ ОП ДЛ ОПн Опять же с продвижением вперед, и после последнего шага партнеры разворачиваются лицом друг к другу.

Часть Б

Такты Шаги Описание
1-2 ОЛс ОПс Два одинарных шага влево и вправо.
3-4 Реверанс Реверанс на левую ногу.
5-8 ОЛ ОП ДЛ Два одинарных и один двойной в обход партнера через правые плечи. Партнеры меняются местами.
9-10 Реверанс Реверанс на правую ногу.
11-12 Объятие Партнеры шагают навстречу друг другу и обнимаются.

Повторить часть Б, так чтобы партнеры оказались на своих изначальных местах, лицом по ходу движения.

Тинтернель

(Tinternell)

Часть А

Такты Шаги Описание
1-4 ДЛ ДПн Два двойных, затем разворот лицом друг к другу.

Часть Б

Такты Шаги Описание
1-4 ОЛ ОП ПЛ Шаг влево, шаг вправо, поворот.
5-8 ОП ОЛ ПП Шаг вправо, шаг влево, поворот.

Повороты делаются в обход партнера, так что партнеры меняются местами.

Рисунок танца таков:

  • Часть А
  • Часть Б
  • Часть А x3
  • Часть Б

Когда часть А танцуется 3 раза подряд, партнеры разворачиваются лицом друг к другу лишь после третьего раза.

Туркелон

(Turkelone)

Этот танец известен тем, что из него взята музыка для Манншафтской паваны.

Часть А

Такты Шаги Описание
1-16 ДЛ ДПн х4 Двойные с продвижением вперед и назад — 4 раза.

Часть Б

Такты Шаги Описание
1-6 ОЛс ОПс ДЛ ДПн Шаг влево, шаг вправо, двойной вперед, двойной назад.
7-12 ОЛс ОПс ДЛ ДПн Повторить описанное выше.

Часть В

Повторить часть А.

Аллеманда Лорейн


В противоположность Черной Аллеманде эта — одна из самых простых!

Часть А

Такты Шаги Описание
1-8 ДЛп ДПп ДЛп ДПп Четыре двойных с продвижением вперед и прыжками.

Часть Б

Такты Шаги Описание
1-8 ДЛ ДПн ДЛ П(Л/П) Последний поворот делается в противоположную от партнера сторону — кавалеры поворачиваются налево, дамы — направо.
9-16 ДЛ ДПн ДЛ П(Л/П) Повтор вышеописанного

Танец повторяется с начала один или несколько раз.[1]

[1] В Миндон Энвина аллеманду Лорейн танцуют в три прогона. Второй делается в хвост зала. Танец заканчивается реверансом партнеру. (Прим. переводчика)

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.