АЛПЕРС, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

Борис Владимирович Алперс – русский, советский театровед, педагог. Доктор искусствоведения, профессор ГИТИСа.


Родился 11 (23) марта 1894 года в поселке строителей Новониколаевске (ныне г. Новосибирск), где его отец, экономист, приехавший из Петербурга, принимал участие в прокладке Транссибирской железной дороги.

Гимназические и студенческие годы Алперс провел в Петербурге. В семье царило увлечение музыкой, поэзией (особенно Блоком). С 1912 года в круг его интересов вошел театр: летом в Териоках произошло знакомство с Мейерхольдом. Мастер пригласил юношу (студента юридического факультета Петербургского университета) и его сестру в Студию на Бородинской. Алперс был здесь причастен к изданию журнала «Любовь к трем апельсинам». С Мейерхольдом будет связан значительный отрезок жизни Алперса, сначала в Петербурге, а потом, в годы Гражданской войны, в Новороссийске.

В Октябрьскую революцию 1917 года Алперс осознает театр как один из самых действенных путей «выработки нового миросозерцания».

Как театральный критик он впервые выступил в 1919 года в Ростове, где заканчивал свое юридическое образование (печатался в здешнем «Театральном курьере»). Из Ростова Алперс перебрался в Новороссийск, чтобы быть полезным учителю (Мейерхольд, оказавшийся на Юге при белых, был арестован).

По окончании гражданской войны нарком Луначарский вызвал Алперса в Петроград на работу в тамошнем театральном отделе и Политпросвете. Затем он занимал должности председателя местного реперткома и управляющего государственными театрами. Два года был худруком созданного им с В. Н. Соловьевым и А. Л. Грипичем «Театра Новой драмы».

Весной 1924 года Алперс расстается с Ленинградом и по приглашению Мейерхольда вступает в «Театр революции» как руководитель литературной части. Этот театр становится своего рода лабораторией новаторских опытов молодых драматургов (А. М. Файко, Б. С. Ромашов, В. Н. Билль-Белоцерковский, В. В. Вишневский, Н. А. Зархи).

В 1920–1930-е годы Алперс — постоянно действующий критик по драматургии, театру и кино, занимается научной работой. В конце 1920-х публикует несколько монографий, в том числе о Театре Революции, в 1931 году выходит получившая мировую известность книга Алперса о Мейерхольде – «Театр социальной маски».

К большим теоретическим обобщениям Алперс всегда шел от конкретного, частного. Так, из вступительной статьи к хрестоматии по мастерству актера (1935 г.) родился его капитальный труд «Актерское искусство в России» (1945 г.). Рецензия 1957 года на спектакль Малого театра в 1970-е переросла в крупное исследование творчества А. Н. Островского «Сердце не камень» и поздний Островский», а из предисловия к раннему изданию пьес Билль-Белоцерковского (1934 г.) возникла работа «Билль-Белоцерковский и театр 20-х годов» (1969 г.). В 1940-е годы в статьях, публичных выступлениях, лекциях (Алперс вел педагогическую работу с 1925, с 1939 в ГИТИСе) о драматургии Чехова, о новой системе театра, складывающейся на рубеже 19–20 вв., театровед разрабатывал темы, которые составят содержание таких поздних его работ, как «Годы артистических странствий К. С. Станиславского», «В. Ф.Комиссаржевская».   Мысль о том, что исследователь актерского творчества должен быть, прежде всего, историком общественной психологии, составляет один из ведущих мотивов его статьи «Бабанова и ее театральное время», «Творческий путь МХАТ Второго». В работе конца 1960-х «Судьба театральных течений», как много раньше в статье «Пятнадцать лет советского театра», Алперс предсказал, что создание «оригинального стиля» лежит на пути органического сближения мхатовской и мейерхольдовской систем. Подготовленный автором двухтомник «Театральные очерки» (1977) включал работы 1920–1970-х годов, представившие духовную эволюцию людей его поколения.

Умер Алперс в Москве 7 сентября 1974 года.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.