АЛТАРЬ

Алтарь (от латинского alta ara – возвышенное место, высокий жертвенник) — обобщающий термин для обозначения священного места принесения жертвы.

В древности: священное место — обычно земляной или каменный куб с углублением, располагавшийся перед храмом. Распространено мнение, что у древних народов алтарь был местом, где они приносили жертву своим божествам. Это ошибка. Жертвы приносили на специальных жертвенниках, а алтарь был символом божества и местом, где располагались священные предметы. Случаев совмещения алтаря и жертвенника известно немного, в основном у античных греков и семитских народов. Обычно сооружался из природных материалов (камней, земли, глины и т. д.) в святых местах: на полянах, у ручья, в роще, то есть там, где впервые или наиболее ярко произошло взаимодействие с божеством.

В эпоху эллинизма и позднее в Древнем Риме возводят роскошные алтари в виде грандиозных архитектурных сооружений (алтарь Зевса в Пергаме, ок. 181–159 гг. до н. э.).

В христианстве термин «алтарь» имеет два значения.

На славянском Востоке алтарём называют часть храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом.

В Православной Церкви алтарь (алтарное пространство) всегда устраивается в восточной (за крайне редкими исключениями) половине храма, ближе к апсиде, часто на возвышении, к которому из наоса ведут одна или несколько ступеней. Уже с III веке алтарное пространство стали ограждать низким барьером, из которого впоследствии образовалась алтарная преграда, в поздневизантийской и русской традициях развившаяся в иконостас.

В пространстве алтаря, кроме святого престола, который располагается по центру и над которым может устраиваться балдахин-киворий (в славянской традиции — сень), вдоль дуги апсиды обязательно располагается одно- или многоступенчатая скамья или ряд сидений (греческое synthronon, славянское — сопрестолие), обычно с епископским седалищем посередине (греческое kathedra — кафедра, горнее место). За святым престолом, как правило, расположены семисвечник, запрестольные Крест и образы.

В предалтарной части вдоль боковых (диаконских) и центральных (святых, царских) врат проходит дорожка-солея (в ранне- и средневизантийских храмах солея располагалась не поперек оси храма, перед алтарем, а соединяла алтарь с амвоном, находившимся в центре храма).

С севера к алтарю примыкает помещение, в котором совершается проскомидия (в современном русском словоупотреблении это помещение называют жертвенником), а с юга — диаконник (или ризница), в котором хранятся литургические облачения и богослужебные книги. Часто в православных храмах (особенно небольших или построенных после XVI в.) алтарное пространство объединено с пространствами жертвенника и диаконника. в этом случае стол для совершения проскомидии (греческое -prothesis, русское — жертвенник) находится в алтаре, у северной стены. В алтаре имеются также необходимые в богослужебной практике приспособления (стенные шкафчики-«печуры», умывальник и т. п.).

В византийской и западноевропейской традициях под алтарем могла находиться крипта (небольшое помещение; в IV–VI вв. утвердилась практика помещать в крипте святые мощи; впоследствии мощи стали помещать просто в святой престол). На Руси иногда устраивался подклет. Стены алтаря и сводчатые завершения апсид (конхи) принято украшать мозаиками или фресками.

В храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.

По канонам Православной Церкви в пространство алтаря разрешается входить только священно- и церковнослужителям, но на практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин (пономарей и алтарников; в женских монастырях их заменяют, согласно канонам, немолодые монахини). Правом причащаться в алтаре обладают только епископы, пресвитеры и диаконы, а также православные цари (канонические правила Соборов: Лаодикийского 14 и 19; VI Вселенского 69; VII Вселенского 14).

В дореволюционной России в алтаре во время богослужения мог присутствовать, по благословению настоятеля, кто-либо из особенно известных и уважаемых прихожан.

Таким образом, алтарь восточной церковной традиции наследует свойства Адитума языческих храмов.

В греческих Церквах святой алтарь называют греч. ἰερòν Βῆμα.

На Западе алтарём называется сам престол, на котором совершается Евхаристическая Жертва. Часть храма, в которой он находится, именуется пресвитерием.

Часто алтарем называется также алтарный образ или алтарная композиция - живописное изображение или композиция из живописных, скульптурных и архитектурных элементов, размещенная над престолом («Гентский алтарь» Яна ван Эйка).

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.