АМБИВАЛЕНТНОСТЬ В ИСКУССТВЕ

Амбивалентность (от латинского ambo – оба и valentia — сила) – психологическое понятие,  обозначающее двойственность чувственного восприятия объекта, выражающуюся в том, что одни и те же явления или объект (например, произведение искусства) может вызывать у человека одновременно противоположные чувства: удовольствие — неудовольствие, солидаризм — антагонизм, симпатию- антипатию, эталитаризм — иерархизм и т. п.


В научный дискурс термин «амбивалентность» ввел Эйген Блейлер. Он рассматривал ее с трех точек зрения. Аффективная амбивалентность означает, что субъект одновременно и любит и ненавидит одного и того же человека, как это имеет место, например, в случае ревности. Интеллектуальная амбивалентность означает одновременное возникновение и сосуществование мыслей противоположного характера. Волевая амбивалентность означает, что человек осуществляет выбор между полюсами своих интенций.

Явление, описываемое данным термином, издавна отмечалось в житейских наблюдениях, а также в художественной литературе. Чаще всего как амбивалентную описывали любовную страсть.

Еще в I веке до н.э. древнеримский поэт Катулл писал:

«Любовь и ненависть кипят в душе моей,

Быть может, почему, ты спросишь, — я не знаю,

Но силу этих двух страстей

В себе я чувствую и сердцем всем страдаю…»

«Во всем мире нет ничего более мягкого и податливого, чем вода, но она точит твердое и крепкое, Никто не может ее одолеть, хотя любой может ее потеснить. Податливое побеждает крепкое, мягкое одолевает твердое… То, что порождает друг друга — это бытие и небытие, то, что уравновешивает друг друга — это тяжелое и легкое… то, что служит друг другу — это высокое и низкое…, и так без конца» (Лао-Цзы).

Амбивалентность следует отличать от наличия смешанных чувств по отношению к кому-либо. Смешанные чувства могут возникать на базе реалистической оценки несовершенной природы объекта, тогда как амбивалентность представляет глубинную эмоциональную установку, в которой противоречивые отношения вытекают из общего источника и оказываются взаимосвязанными.

«Человеческая природа полярна, антиномична… У человека есть неискоренимая потребность в страдании. Человек не стремится непременно к выгоде …безмерная свобода мучит человека, влечет его к гибели. Но человек дорожит этой мукой и этой гибелью» (Н. А. Бердяев).

В искусстве амбивалентность означает двойственность эстетической деятельности (ориентированность на действительность и идеал), чувства («смех сквозь слезы», удовольствие через потрясение и сострадание (катарсис), восприятия (переживание художественного произведения как действительности с одновременным осознанием его условности «над вымыслом слезами обольюсь» А. Пушкин).

Искусство сознательно и бессознательно использует принцип амбивалентности в композиционном и эмоциональном построении художественного произведения, открыто сталкивая (романтизм, барокко) или мотивированно сопоставляя (реализм) противоположные начала: рождение и смерть, войну и мир, юность и старость, зачастую переворачивая обыденный смысл понятий («от тебя и хула – похвала» А. Ахматова).

«Тебя сравненьем не унижу;

Как это платье, хороша,

Твоя раскрашена душа;

Люблю тебя и ненавижу!»

(Шарль Бодлер).

Аналогичный смысл имеет амбивалентность парных художественных образов, носителей противоположных начал: Дон Кихот и Санчо Панса, Фауст и Мефистофель, Христос и Иуда, Мастер и Маргарита.

«Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем – человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности … Как бы хорошо … ясно высказать текучесть человека, то, что он один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо» (Л. Н. Толстой).

Амбивалентность проявляется также в открытой двойственности таких выразительных средств искусства, как метафора, гротеск, ирония, антитеза.

М. Бахтин, исследуя принцип амбивалентности в искусстве, определил корни этого явления в мифологии и народной культуре.

В современном искусстве принцип амбивалентности имеет сложное, многократно усиленное в системе оппозиций выражение.

Print Friendly

Коментарии (1)

  1. 21:26, 11.01.2015Torson  / Ответить

    Всё равно не получается мне понять мозгами природу амбивалентности.Хотя в жизни это происходит инстинктивно.Смешение чувств по отношению к одному субъекту или даже субъективно по-отношению к себе?Каким образом?По иерархии и важности чувств,по тому ,какое место в списке оно занимает обусловленное генетически и активированное при помощи родителей в детстве,просто по генетически-гормональной предрасположенности к наличию или отсутствию того или иного чувства?Простой ,на первый взгляд-по-моему,набор чувств младенца-приятно или неприятно.Может амбивалентность это способность к нейтрализации неприятных чувств,каким нибудь механизмом примитивной детской защиты?Отрицанием,замещением,расщепление или диссоциацией?А может,что скорее всего,гремучая смесь из этих защит?Получается что и амбивалентность,давайте оставим одну из трёх, может быть абсолютно разной и по происхождению и по интенсивности и по времени ,и по изменению со временем?Какую тогда можно считать нормальной-по отношению к себе или по отношению к твоему окружению?Хм,что хорошо для тебя может быть абсолютно неприемлемым для общества и наоборот.Вот уж,блин,пример полной амбивалентности.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.