АППАРАТУРА ЦИРКОВАЯ

Аппаратура цирковая  (от лат. apparatus — оборудование, снаряжение) — снаряды, установки, механизмы, которыми пользуются в своих выступлениях артисты цирка.


Цирковая аппаратура  чаще всего разборная, оснащена системами креплений, подвесок, оттяжек, растяжек и др. Она  отличается прочностью и надёжностью конструкции, быстро устанавливается и разбирается, компактна при перевозке.

Главное назначение аппаратуры — помогать исполнителю находить и осуществлять новые трюковые комбинации. Аппаратура является часто и элементом внешнего оформления, содействующим усилению зрелищной эффектности номера.

Существует два основных вида цирковой аппаратуры — подвесная (воздушная) и партерная.

К подвесной цирковой аппаратуре относятся аппараты: неподвижные {мостики, штамберты, рамки, ловиторки), качающиеся (бамбуки, подвижные ловиторки, трапеции, качели, корд де воланы, корд де парели), вращающиеся {допинг де лоп, вертушки).

К партерной цирковой аппаратуре относятся: устанавливаемая (кольца, мачты, пьедесталы, турники, лестницы — вольностоящие и переходные, подкидные доски, клетки — в номерах дрессировки хищников), натягиваемая (проволока, канаты, батуты, сетки), балансируемая (перши, лестницы), движимая (велосипеды, моноциклы, ренское колесо, шары, повозки), самодвижущаяся (автомобили, электромобили, мотоциклы). Для номеров иллюзионного искусства существуют специальные аппараты.

Батут, батуд (от итальянского battuta — подача, удар) — пружинистое приспособление, сетка из веревок или фитиля, туго натянутая с помощью резиновых жгутов на каркас тросов, подбрасывающая артиста в номерах прыжковой акробатики. Зародился в странах Западной Европы в начале ХХ века.

Балансир, балансшток (от французского balancer — уравновешивать) — шест длиной от 3 до 5 метров (или дюралюминиевая труба), с помощью которой канатоходец сохраняет равновесие.          Вольтижерка, как вы уже знаете, трапеция, с которой вольтижер совершает перелеты.

Канат — эквилибристический снаряд, туго натянутый трос в горизонтальном или наклонном положении. Артист, выступающий на канате, — канатоходец. Зародилось это искусство в Древнем Египте. Но у каждого народа оно имело свои особенности. Например, в Древнем Риме канатоходцы демонстрировали меткую стрельбу из лука над бассейном или рекой и заканчивали выступление эффектным прыжком в воду. Китайские канатоходцы исполняли танцы с мечами на канате, под которым укреплялись кинжалы остриями вверх. В конце XIX века канатоходцы совершили ряд сенсационных переходов над Темзой, Сеной, Невой, водопадами Ниагара, Иматра и др.

Корд де Волан (от французского corde de volan: corde — веревка, шнур, канат, Volant — летающий) — канат, который подвешивают в виде свободно раскачивающейся дуги, полукольца.

Корд де парель (от французского corde de peril — опасный канат) — туго натянутый вертикальный канат, на котором артист исполняет трюки, аналогичные упражнениям на першах. Верхним концом крепится к куполу, нижний натягивает ассистент. Обычно на нем выступает один артист.

Лонжа (от французского longe — длинный ремень, аркан, веревка) — приспособление, обеспечивающее безопасность артистов, страхующее их при исполнении особо опасных трюков. В номерах на большой высоте применяются подвесные лонжи: одинарная — пояс с длинным тросом, пропущенным свободным концом через подкупольный блок; двойная — пояс с двумя длинными тросами, пропущенными через два блока, на значительном расстоянии друг от друга. Двойная лонжа была придумана в России в 1902 году для воздушно-гимнастического номера Л. Матеуса.

Перш (от английского perch — шест, жердь) — эквилибристический снаряд, деревянный или металлический шест длиной от 2 до 10 метров. Перши бывают прямые, гнущиеся, коленчатые, трехступенчатые, вилкоообразные, пневматические и др. Это один из старейших цирковых снарядов, использовали его еще бродячие актеры средневековья, в том числе скоморохи.

Подкидная доска — цирковой снаряд в номерах прыжковой акробатики. Это доска длиной 2–3 метра из прочных эластичных реек, укрепленная посередине на металлической подставке (козлах) высотой 40–50 сантиметров и свободно качающаяся на ней. Принцип действия подкидной доски заимствован из старинной народной игры: акробат-вольтижер становится на опущенный край доски, а партнер (отбивающий) прыгает на поднятый противоположный конец доски (отбивает). Подброшенный вольтижер выполняет в воздухе акробатические упражнения и «приходит», например, на плечи нижнего, на перши и т.д.

Проволока — цирковой снаряд. Есть несколько ее видов: тугая, длиной 9–11 метров, натянутая между двумя пьедесталами, свободная — укрепленный восьмиметровый трос между двумя мачтами, двойная, тройная проволока — параллельно натянутые тросы. Первые сведения о проволоке восходят к 1782 году, тогда был исполнен танец на проволоке. С 30-х годов XIX века этот снаряд стал занимать в цирковой программе заметное место.           Растяжки — тросы, с помощью которых крепятся цирковая аппаратура и снаряды (мачта, турники, лестницы).

Сетка — приспособление для предотвращения несчастных случаев при исполнении номеров воздушной гимнастики. Сплетается из веревки.           Трапеция — снаряд воздушной гимнастики, горизонтальная металлическая перекладина, высоко подвешенная на вертикальных тросах. В цирке появилась в 50-е годы XIX века.

Баранка (бублик) — цирковой реквизит акробатов. Делается из пробки, пенопласта, войлока в форме баранки с выемкой по размеру головы исполнителя. Используется в акробатических номерах для сохранения устойчивости при выполнении стойки «голова в голову» (копштейн), на голове нижнего для поддержки верхнего.

Зубник — приспособление для воздушно-гимнастических упражнений, изготовляемое для каждого артиста индивидуально (точно по конфигурации полости рта). Зажав во рту зубник, гимнаст висит и исполняет свои трюки. В цирковом обиходе они носят название «зубной акт». Зубные трюки издавна были в репертуаре цирковых атлетов, поднимавших зубами огромные тяжести. Еще в 1634 году стрелец Петрушка Иван-Городец тешил царя тем, что «носил в зубах бревно».

Наряду с традиционной цирковой аппаратурой (трапеции, кольца и др.) применяется сложная механизированная цирковая аппаратура (вело- и мотокорзины, скаты, волчки и др.).

Конструктивные особенности и техника изготовления аппаратуры определяются характером жанра или конкретного номера. Наряду с традиционной аппаратурой (трапеции, кольца и др.) в цирке применяется сложная механизированная аппаратура, основанная на законах физики, механики и других наук.

Проектирование и изготовление цирковой аппаратуре — итог труда больших коллективов, в т. ч. самих артистов, которые иногда являются авторами и конструкторами ряда аппаратов: например, А. Александров (Александров-Федотов), В. Беляков, А. Буслаев, Волжанские, Д. Зементов, Б. Кухарж-Кох, В. Лисин, П. Майстренко, Ю. Мандыч, П. Маяцкий, И. Папазов, Н. Чумаков, А. Ширай и др.

В процессе изготовления цирковой аппаратуре решающее значение имеет подбор материалов.

В современном цирке синтетические материалы постепенно заменяют дерево, сталь, железо.

Перши, лестницы, вертикальные и горизонт, канаты были известны ещё в глубокой древности. Использовалась и более сложная цирковая аппаратура, как, например, пентарион, на котором работали артисты Древнего Рима. Датский археолог Маттернус де Силанс писал: «Это был род колеса, довольно большого, насаженного на горизонтальную ось, которая приводилась в движение посредством рукоятки. Пентурист зацеплялся ногами и руками за доску, которая составляла орбиту колеса; ему придавали быстрое вращение и после трёх-четырёх оборотов артист неожиданно отпускал руки и ноги и, выброшенный центробежной силой, приходил на ноги, успев выполнить в воздухе одно-два сальто».

Аппаратура современного цирка постоянно совершенствуется, изобретается новая, например, вращающаяся и двухъярусная ловиторка Мандыча, семафор Кухаржа-Коха, канат Волжанского, пневматические перши С. Нестерова.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.