АРАЙЯ, ФРАНЧЕСКО

Франческо Доманико Арайя (Francesco Domenico Araja) - оперный композитор и придворный капельмейстер времен Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Представитель неаполитанской оперной школы.


Родился 25 июня 1700 года Неаполе.

Музыке обучался в консерватории родного города.

Первой его оперой была «Свадьба в Венеции», 1729 г., Флоренция). А в 1730 году его опера «Berenica», была представлена во дворце герцога тосканского близ Флоренции. Вскоре в Риме была дана вторая его опера «Amore per regnante».

В 1735 году возглавил большую итальянскую оперную труппу, вызванную в Санкт-Петербург, представления которой давались зимой в театре Зимнего дворца (во флигеле), а летом в театре Летнего сада.

Опера Арайя «Сила любви и ненависти» (1734 г., Милан) — первый
оперный спектакль в России (1736 г., Петербург). В 1737 году в Санкт-Петербургском придворном театре была разыграна его опера «Abiazare». В 1738 году он поставил на сцену «Семирамиду», а в следующих годах: «Сципиона», «Арзака», «Селевка», «Беллерофонта», «Александра в Индии». Арайе приписывают также сочинение оперы «La Russia afflitta e riconsolata» (Москва, 1742), которая, по мнению Штеллина, принадлежит композитору Далолио.

В 1740 году, с падением Бирона, Арайя был послан в Европу для приглашения новых артистов и певцов.

Особое значение для развития оперного искусства в России имела опера А. «Цефал и Прокрис» на текст А. Сумарокова (первая опера на текст русского автора), исполненная в первый раз 27 февраля или 1 марта 1755 года, в театре Санкт-Петербургского Зимнего дворца (опера эта напечатана в 1764) молодыми русскими артистами.

Неизвестный художник.

Портрет А. Сумарокова

Декорации создал Валерьяни, получивший пышный титул: «Первого исторического живописца, перспективы профессора, театральной архитектуры инженера при Императорском Российском дворе».

Дж. Валерьяни.

Эскиз декораций к опере «Цефал и Прокрис».

Для петербургской придворной сцены им были специально написаны (на либретто итальянского поэта Д. Бонекки, служившего при русском дворе) оперы «Селевк» (1744 г.), «Сципион» (1745 г.), «Митридат» (1747 г.), «Беллерофонт» (1750 г.), «Евдоксия венчанная» («Eudossia incoronata», 1751 г.), аллегорическая пастораль «Прибежище мира» («L’asilo della pace», 1748 г.), действие которой происходит в русской сельской местности.

Арайя — автор опер «Кир признанный» (1731 г., Рим), «Люций Вер» (1735, г. Венеция), «Орфей» (1736 г., Лондон), «Притворный Нин, или Познанная Семирамида» (1737 г.), «Артаксеркс» (1738 г.), «Титово милосердие» (1751 г.).

Дж. Валерьяни.

Эскиз декораций к опере «Цефал и Прокрис».

Оперы Арайя написанные на историко-мифологические сюжеты в традиционном стиле итальянской опера-сериа, имели успех в придворном кругу.

Последняя опера Арайи, поставленная в России, — «Александр в Индии» (1755).

В 1759 году вернулся на родину. Ещё раз посетил Россию в 1762 году.

Арайя принадлежат также оратории, кантаты, сонаты и каприччио для клавичембало.

Франческо Доманико Арайя умер в 1767 году в Болонье.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2010 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.