АРАПОВ, АНАТОЛИЙ АФАНАСЬЕВИЧ

Анатолий Афанасьевич Арапов  — русский советский сценограф, живописец, график.


Родился 21 ноября (3. XII) 1876 года в Санкт-Петербурге.

С 1892 года учился в Московском межевом институте, где и получил первые художественные навыки. В 1897 году поступил в МУЖВЗ на архитектурное отделение, где тогда преподавали А. Н. Померанцев, Ф. Ф. Горностаев и др. В училище вошел в состав кузнецовского кружка.

В 1906 году окончил училище с малой серебряной медалью и званием неклассного художника архитектуры.

В 1911 году путешествовал по Германии, Швейцарии, Италии.

Занимался книжной графикой. Сотрудничал в журналах «Весы» «Искусство»,  и «Золотое руно».

Принимал участие в выставках с 1904 года – участник выставок МУЖВЗ, Союза русских художников (1910 г.), «Мира искусства» в Петербурге (1911–1913 гг.), «Алая роза» (1904 г.), «Голубая роза» (1907 г.), «Венок-Стефанос» (1907–1908 гг.), СРХ в Киеве (1910 г.), выставки картин и скульптур «Художники Москвы — жертвам войны (1914 г.). Был близок к художникам-символистам «Голубой Розы».

В станковой живописи Арапов обращался к разным жанрам — портрету, пейзажу, натюрморту. Но его произведения, как и у других голуборозовцев, теряют чистоту жанровой специфики, тяготея более к форме декоративного панно. Наиболее характерны сочиненные романтические композиции, часто на музыкальные темы. Ранние работы художника отличает изысканность колорита.

Работу в театре начал в 1905 году в Студии на Поварской. Работал так же помощником художника В. Симова в некоторых постановках МХТ.

Анатолий Арапов. Северная песня.

Оформлял спектакли в театрах Незлобина, Комиссаржевской, театре на Поварской, Свободном театре («Покрывало Пьеретты» Шницлера,  режиссер А. Таиров, 1913 г.), Московским художественным театром. Со времен Свободного театра соратник Санина и Симова. Работал в театрах Москвы с Ф. Ф. Комиссаржевским, А. Я. Таировым, В. Э. Мейерхольдом.

После Октябрьской революции работал в театрах Москвы (в 1918-1919 годах работал в Большом театре), Ленинграда, Киева, Харькова, Ростова-на-Дону («Театральная мастерская»), Баку, Свердловска.

С 1921 по 1936 год работал на киностудиях Москвы и Ленинграда: «Декабристы» (1926 г.), «Поэт и царь» (1927 г.), «Кастусь Калиновский» (1928 г.), «Четыреста миллионов» — совместно с В. Егоровым (1928 г.), «Праздник святого Иоргена» (1930 г.), «Просперити» — совместно с Ф. Богуславским (1932 г.), «Бесприданница» — совместно с С. Кузнецовым (1936 г.).

Участвовал в выставках в Советском Союзе и за рубежом — в XIV международной выставке искусств в Венеции (1924 г.), экспонент выставок «Театрально декорационное искусство в СССР 1917-1927» в Ленинграде, «Художники советского театра» (1917-1935 гг.) в Ленинграде (1936 г.), в выставках в Москве (1945 г., 1947 г., 1956 г., 1957 г.).

Жил в Ленинграде, с 1940 года — в Москве.

В театре Арапов создал реалистические декорации, отличающиеся цветовой насыщенностью и чувством стиля. Среди его работ: «На берегу Невы» Тренева (1937 г.) в Малом театре, «Бабы» Гольдони в МХАТе 2-м (1929 г.), «Варвары» в Ленинградском Новом театре (1937 г.), «Станционный смотритель» Крюкова в Оперном театре им. Станиславского (1940 г.).

В раннем творчестве (1900-1910 гг.) был близок символизму, в двадцатые годы прошел через увлечение конструктивизмом, с тридцатых работал в русле социалистического реализма.

Очень индивидуален в станковой живописи (масло, темпера, пастель). Среди его работ — портреты, натюрморты с видами старинных парков, древнерусской архитектуры, памятных мест, связанных с жизнью А.С. Пушкина, П.И. Чайковского, А.Н. Островского, Т.Г. Шевченко.

Умер Анатолий Афанасьевич Арапов 22 декабря 1949 года в Москве.

Произведения Арапова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева.

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2010 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.