АРИОСТИ, ОТТАВИО

Атилио Малакия Ариости (Attilio Malachia Ariosti) — итальянский барочный композитор, виолончелист и органист. Автор более тридцати опер и ораторий, кантат и инструментальных произведений.


Родился 5 ноября 1666 года в Болоньи.

Происходил из по­бочной ветви аристократического рода Ариости.

В 1688 году постригся в монахи под именем Оттавио, однако через несколько лет оставил монастырь.

В 1693-1696 годах органист церкви Санта-Мария в Болонье. К этому времени Ариости был уже известным автором ораторий и инструментальных произведений.

В 1697-1703 годах придворный композитор принцессы Софии Шарлотты в Берлине.

В 1704-1711 годах находился на службе в Вене, затем работал придворным музыкантом в различных городах Италии.

С 1716 года жил в Лондоне. Первая же лондонская опера Ариости, «Кориолан» (Coriolano, 1723 г.), принесла ему шумную славу, однако последую­щие пять опер не имели успеха. В 1722  году вместе с Дж. Бонончини и Г. Ф. Генделем был руководителем Королевской академии музыки.

Ариости — автор свыше тридцати опер, в том числе:

Тирси (Tirsi), в соавторстве с Антонио Лотти и Антонио Кальдара, либретто Апостоло Зено (Венеция 1696 г.);

Эрифила (Erfile), либретто Джиамбастиста Нери (Венеция 1697 г.);

Аттис, или Обман побеждённый Постоянством (Atys o L’inganno vinto dalla costanza)), деревенская драма, либретто Ортензио Мауро (Берлин 1700 г.);

Вера в предательство (La fede ne’ tradimenti), либретто Джероламо Джильи (Берлин 1701 г.);

Любовный призрак (Le Fantome Amoreux), одноактная опера, либретто Ортензио Мауро (Берлин 1701 г.);

Самый великий подвиг Геракла (La più gloriosa fatica di Ercole), либретто Бернардони (Вена 1703 г.);

Марс и Ирина (Mars und Irene), зингшпиль, либретто Кристиана Рёйтера (Берлин 1703 г.);

Добро от зла (Il bene dal male) (Вена 1704 г.);

Славные предчувствия Сципиона Африканского (I gloriosi presagi di Scipione Africano), либретто Донато Купеды (Вена 1704 г.);

Усмирённый Марс (Marte placato), либретто Бернардони (Вена 1704 г.);

Утешенный Дунай (Il Danubio consolato), либретто Бернардони (Вена 1707 г.);

Состязание античных героинь на Елисейских Полях (La gara delle antiche eroine ne’ Campi Elisi), либретто Сильвио Стампилья (Вена 1707 г.);

Любовь между врагами (Amor tra nemici), либретто Бернардони (Берлин 1708, ставилась как Альмахид (Almahide) в Лондоне 1710 г.);

Плачидия (La Placidia), либретто Бернардони (Вена 1709 г.);

Тит Манлий (Tito Manlio), либретто приписывают Никола Франческо Хаиму (Лондон 1717 г.);

Кай Марций Кориолан (Caio Marzio Coriolano), либретто Хаима по Пьетро Париати (Лондон 1723 г.);

Il Vespasiano, либретто von Nicola Francesco Haym nach Giulio Cesare Corradi (Лондон 1724 г.);

Консул Аквилий  (Aquilio consolo) — приписывается Фридриху Хризандеру Ариости (Лондон 1724 г.);

Артаксеркс (Artaserse), либретто Хаима по Зено и Париати (Лондон 1724 г.);

Дарий (Dario), либретто Франческо Сильвани (Лондон 1725 г.);

Римский император Луций Вер (Lucio Vero, imperator di Roma), либретто Зено (Лондон 1727 г.);

Тевцон (Teuzzone), либретто по Зено (Лондон 1727 г.).

Его перу также принадлежи балет «Пир Гименея» (La Festa del Hymeneo), либретто Мауро (Берлин 1700 г.) .

Им написано многочисленные оратории, мессы, камерные произведения.

В 1728 году опубликовал сборник «Кантаты и упражнения для виолы д’амур»

Оттавио Ариости скончался 3 сентября 1729 года в Лондоне.

Музыка Ариости примечательна своим лиризмом. Его оперы особенно лондон­ского периода (ни одна из которых не сохранилась пол­ностью) изобилуют медленными возвышенными ария­ми — особенно выразительна сцена в тюрьме из «Кориолана».

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2010 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.