АРЛЕКИНАДА

Арлекинада (французское  arlequinade) — род небольших сценок, в которых главным действующим лицом является Арлекин и другие персонажи итальянской комедии дель арте.


Арлекинада была популярным жанром французских ярмарочных театров XVIII века. В маленьких, чаще всего одноактных, пьесах-арлекинадах преобладали элементы пантомимы, пения, танца.

Традиционная сюжетная схема арлекинады: любовные перипетии, остро комические ситуации с отдельными пародийно-сатирическими намеками на злободневные темы.

Жанр арлекинады зародился в середине XVII века под влиянием обосновавшегося в Париже театра итальянских комедиантов, познакомившего французского зрителя с комическими персонажами комедии дель арте и, в частности, с
Арлекином.

В числе авторов арлекинады — Лесаж, Мариво, Дорневаль, Пирон, Панар, Флориан. Образцы арлекинады можно найти в собрании сочинений Лесажа «Ярмарочный театр. или Комическая опера» («Le Theatre de la Foire ou l’Opera-Comique», Париж, 1721-1737 гг).

Вариации арлекинады получили распространение и в других европейских театрах.

В Англии в викторианскую эпоху арлекинада была сокращена до бессюжетного эпилога к основной пантомиме.

Широкое развитие арлекинада получили также в русских балаганах в середине XIX века.

Рубеж XIX и XX веков  отмечен эстетизацией арлекинады в творчестве художников, режиссеров и хореографов модерна, которых привлекала яркая театральность этого жанра (произведения художников круга журнала «Мир искусства», балет «Арлекинада» на музыку Р. Дриго в постановке М. Петипа, 1900 г., «Карнавал» на музыку Р. Шумана в постановке М. Фокина, 1910 г., «Пульчинелла» И. Стравинского в постановке Л. Мясина, 1920 г., ряд спектаклей В. Мейерхольда, А. Таирова, С. Радлова, Н. Евреинова, К. Марджанова).

Арлекинада, балет, Г. Доницетти

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.