АРМОНИПИАНО

Армонипиано, или Гармонипиано — механический прибор, посредством которого звук фортепиано делается непрерывным и продолжительным.


Продолжительность звука получается следующим образом: рядом с обыкновенными двумя педалями рояля или пианино находится третья педаль, при нажатии которой приводится в движение механизм, помещенный в нижней части рояля. С помощью рычага, который через отверстие в доске проходит в верхнюю часть фортепиано (рядом со струнами), движение это сообщается бруску с молотками, расположенному под струнами так, что эти молотки приходятся рядом с обыкновенными молотками фортепиано. Таким образом, в то время, когда нажимается третья педаль, все молотки приводятся в быстрое движение, но звук издают только те из них, которые освобождаются при ударе или нажиме соответственной клавиши.

Кроме третьей педали, есть еще две боковые — для колен. Одна из этих педалей, при нажатии изменяя расстояние между молотками и струнами, придает звуку армонипиано разные оттенки. Другая боковая педаль имеет целью удерживать клавиши нажатыми и после того, как играющий отнимает руки от инструмента. Таким образом, взятый аккорд (по желанию) не перестает звучать, в то время как руки продолжают игру.

На рояле с армонипиано возможны четыре способа игры:

1) Обыкновенная фортепианная игра.

2) Один протяжный звук армонипиано, если играющий только нажимает клавиши, но не ударяет их.

3) Соединенные звуки фортепиано с армонипиано, если играющий ударяет клавиши и притом нажимает третью педаль.

4) Смешанный способ, если, например, играющий ударяет по клавишам мелодию фортепианным звуком, причем ноты аккомпанемента играет, не ударяя по клавишам, а лишь слегка нажимая их, отчего получается звук армонипиано.

Первые «гармонипиано», на которых тогда еще не было применено prolongement (продолжительность звука), были построены итальянцем Кальдера в семидесятых годах XIX века. Ф. Лист писал, что «это изобретение придает фортепиано эффекты Эоловой арфы; вибрация выдержанных аккордов выходит выразительнее, чем на смычковых инструментах; такой поэтической звучности не может дать обыкновенное фортепиано». Но в армонипиано, построенном Кальдера, были разные недостатки, как, например, прерывистый и дрожащий звук.

Эти недостатки эти удалось устранить В. И. Главачу, несколько лет занимавшемуся усовершенствованием армонипиано. Войтех Иванович  Главач — дирижер, композитор, исполнитель-виртуоз. Как композитор Главач отличался большой плодовитостью (написал более ста произведений).

Выставленное В. И. Главачем на Парижской всемирной выставке 1889 года армонипиано вызвало большой интерес в музыкальном мире и, несмотря на то, что — вследствие назначения Главача членом жюри — армониниано было объявлено на выставке «вне конкурса», жюри все-таки присудило сотрудникам Главача золотую и две серебряные медали

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.