АРС НОВА

Арс нова (латинское ars nova — новое искусство).


1.  Арс нова,  Ars nova (новая техника [композиции], новое искусство [музыки]) - период в истории западноевропейской (главным образом, французской и итальянской) музыки. Приблизительно совпадает с XIV веком.

Важнейшие представители Арс нова во Франции — Филипп де Витри и Гильом (Гийом) де Машо, в Италии - Франческо Ландини. В таком значении термин впервые использован И. Вольфом в его «Истории мензуральной нотации» (1904 г.).

Список Ars Nova Филиппа де Витри c фрагментами «витрийской» нотной записи

В узком смысле Ars nova - способ нотной записи, предложенный Филиппом де Витри (1291-1361 гг.) в трактате «Ars Nova» и давший композиторам новые возможности записи длительности нот и ритма, не известные в прежней технике многоголосной композиции, Ars antiqua. Уже в эпоху раннего Возрождения словами Ars nova стали обозначать французский и итальянский репертуар XIV века вообще, в противопоставлении многоголосию XII—XIII веков.

Книга Витри, вышедшая в свет между 1320 и 1325 годом, в последующее десятилетие оказала влияние на французских авторов. Помимо трактата Витри сохранились трактаты учеников его школы. Вероятно, что сочинение Витри изначально состояло из двух частей, и первая из них, описывающая старую мензуральную школу, безвозвратно утрачена. Списки второй части, собственно Ars nova, имеют пробелы, которые пытались восполнить редакторы XIX века. Главные и бесспорные новации Витри, сохранившиеся во всех конспектах, - сочетание двоичного и троичного деления нот и системы записи длительности каждой ноты.

Кроме того, Витри приписывают около десяти мотетов, большей частью, изоритмических.

Ранние сочинения Ars nova отвергались папой Иоанном XXII. Его преемник Климент VI, напротив, поощрял «новую» школу.

Важнейшие композиторы периода - Гийом де Машо и Франческо Ландини. Среди других - флорентинцы Джованни (Джованни да Кашья), Герарделло, Лоренцо, Донато; Якопо Болонский, Бартолино Падуанский, Магистр Пьеро. Многие сочинения периода анонимны.

Арс нова — время появления первых многоголосных месс (на стандартный полный текст ординария). И всё же основные музыкально-поэтические шедевры периода сосредоточены в области светской музыки. Центральные по значению жанры музыки Арс нова во Франции - мотет, рондо, виреле, баллада; в Италии — мадригал, качча, баллата.

Наиболее выдающийся из композиторов французского Арс нова и вместе с тем последний великий трувер позднего средневековья — Гильом де Машо.

Сочинения после смерти Машо и Ландини (конца XIV и начала XV веков, особенно французские), отличающиеся исключительной изысканностью нотации, ритмики и гармонии, выделяют в период Ars subtilior (термин предложен У. Гюнтер) и рассматривают их как феномен музыкального маньеризма.

2. В изобразительном искусстве Ars nova — термин, которым в истории искусства обозначаются истоки и начальная пора Северного Возрождения в живописи XV века.

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена.

3. Термином Ars nova обозначается также начальный период развития культуры Возрождения в Нидерландах, Германии, Франции и ряде других стран (около 1420 — около 1500 гг.). Введен Э. Панофским.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.