АРТЕФАКТ

Артефакт (от лат artefactum — искусственно сделанное) - явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно.


Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов.

Термин употребляется в нескольких разных смыслах в различных областях:

1. артефакт — рукотворный предмет, изучаемый археологией;

2. артефакт в любом научном эксперименте — экспериментальный результат (или отклонение экспериментального результата, обладающее свойствами стабильности и воспроизводимости), причиной появления которого является влияние средств проведения эксперимента на изучаемый процесс, дефекты методики, влияние субъективного фактора (внушение или самовнушение испытуемого или экспериментатора);

3. артефакт в обработке и воспроизведении сигналов (оптика, связь, аудиозапись, фотография, видеозапись) — воспроизводимый при определённых условиях дефект, шум в сигнале, изображении, звукозаписи, причиной которого являются систематические помехи или особенности используемых технических средств;

4. артефакт в компьютерной графике — нежелательные особенности сгенерированного компьютером изображения, появляющиеся в определённых условиях (переходы яркости или цветности, движение изображения, режимы вывода, предназначенные для ускорения работы, недостаточно качественная компрессия текстур и так далее). Внешне могут выглядеть как муар, искажения цветов, негладкие линии, несовместное движение частей изображения, зазоры между полигонами и прочее. Достаточно распространены артефакты сжатия;

5. артефакт в документалистике — шумовой элемент на документе, возможно, не созданный специально (пятна, случайные черты) и не являющийся частью документа, но делающий его уникальным;

6. артефакт культурный — искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор;

7. артефакт клиники — особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, в которую они попадают (часто принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр.). Они накладываются на основную симптоматику, затрудняя тем самым текущий диагноз. В значительной степени артефакты клиники могут быть сглажены при организации трудотерапии и групповых форм занятий для пациентов;

8. артефакт в теории искусства — претендент на звание художественного произведения. В современной эстетике и искусствознании этот термин используется для обобщенного обозначения произведений современного искусства, как правило, выходящих за рамки традиционных жанров и видов, продуктов современных арт-практик, арт-проектов. Артефактом как правило, называют всевозможные визуальные и аудиовизуальные пространственные объекты, инсталляции, ассамбляжи, акции и т. п.;

9. артефакт в фантастике — уникальный предмет, имеющий свою историю и особенности (магические, если жанр — фэнтези);

10. артефакт в компьютерных играх — редкий, уникальный предмет, дающий игроку весомые игровые преимущества (особенно распространено в играх с ролевыми элементами и онлайн-играх).

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.