АРТ-РОК

Арт-рок (английское art rock — художественный рок), совокупность форм, использующих в качестве музыкальной основы сплав элементов рока, академической музыки (классической и современной как в виде стилизаций, так и в форме прямого заимствования мелодических фрагментов) и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. При этом, однако, не следует сводить специфические выразительные средства арт-рока исключительно к заимствованиям приемов из классики и джаза. Заимствование — лишь один из способов формирования музыкального языка стиля.


С классической музыкой арт-рок связывает сонатная и сюитная формы композиций, богатые аранжировки вплоть до привлечения оркестра и хора, гармоническое построение, нередки и цитаты из классиков. От джаза в арт-рок перешла специфическая ритмика и приемы игры на ударных (заимствование велось преимущественно из пост-бопа и фанка). Клавишные при поддержке соло зачастую синкопированы. Влияние фолка отразилось, прежде всего, на балладном складе композиций, использовании сдвоенных акустических гитар в куплетной части, а также в некоторых приемах, вплоть до включения в ткань арт-роковой композиции фолковых мотивов или стилизации под фолк.

Арт-рок сложился в Великобритании во второй половине шестидесятых годов XX века. Многие исследователи склонны считать годом рождения арт-рока 1969 год, ассоциируя его с дебютным альбомом King Crimson («In The Court Of The Crimson King»).

В зависимости от применяемого инструментария и аранжировочных приемов арт-рок может быть условно разделен на симфо-рок (в случае, когда речь идет о включении в музыку оркестровых эпизодов), техно-рок (если акцент делается на технической сложности материала), барокко-рок (мелодические стилизации под музыку Ренессанса с использованием или имитацией звучания барочных инструментов). В ряде стран и регионов арт-рок часто отождествляют с понятиями «прогрессивный рок» и «психоделический рок», но они являются скорее культурологическими, а не музыкальными.

Существует и классификация направлений и субнаправлений внутри самого арт-рока:

1) концептуальные группы, электронно-психоделические, с псевдо-симфоническим звучанием;

2) группы, близкие к джаз-року и фьюжн, с минимальным вокалом, большим процентом инструментальных импровизаций;

3) группы, ориентированные на исполнение классики или создающие свою музыку в духе классики; подходят под термин «классический рок»;

4) группы и авторы электронно-авангардного стиля с элементами атонализма, минимализма, с применением новейших для своего времени технологий;

5) группы, которые могут быть причислены сразу к нескольким из вышеперечисленных категорий.

Известнейшими представителями арт-рока являются группы Yes, Genesis, Pink Floyd, King Crimson, Soft Machine, Caravan, Jethro Tull, Eloy, Kansas, Gentle Giant, Supertramp, Roxy Music, Procol Harum, ELP, Moody Blues, Camel, Kayak, Marillion, IQ, Arena, Spock’s Beard, The Flower Kings, The Mars Volta, Автограф.

К этому стилю очень близко (а на некоторых этапах и полностью относится к нему) творчество таких исполнителей, как Peter Gabriel, Vangelis, Peter Hammill, Песняры, Uriah Heep, Electric Light Orchestra, Asia, Steve Morse Band, Ultravox, Japan, Dream Theater, Frank Zappa, Traffic, Fish, Alan Parsons Project, Manfred Mann’s Earth Band.

К арт-року не относятся и никогда не относились такие исполнители, как Queen, Sweet, Sparks, T.Rex, Gary Glitter, Аквариум, Фил Коллинз — ярлык «арт-рок» к ним прикрепляется совершенно безосновательно, в результате личной трактовки термина некоторыми журналистами и критиками. Довольно часто к арт-року относят поп-исполнителей и представителей от мейнстрима, отличающихся некоторой экстравагантностью в имидже или в инструментовке.

Одно из основных отличий арт-рока от других стилей современной музыки заключается в его «саунде», в особом инструментальном багаже арт-роковых коллективов.

Электрогитара осталась одним из основных инструментом, но ее роль и ее место в общем ансамбле значительно изменилась. Из доминирующего инструмента она превратилась в равноправного участника. Количество гитарных партий уменьшилось, зато выросло их качество. Часто идущая в унисон с басом, синтезатором или группой духовых инструментов, гитара удачно подчеркивала или дорисовывала определенные моменты музыкальной композиции. Кроме того, заметно изменился ее звук. Эксперименты арт-роковых гитаристов привели к тому, что этот инструмент мог звучать как любой другой (поздний King Crimson).

Была развита электронная секция, представленная в основном синтезаторами. Именно арт-рок стал огромным полигоном для испытания «новейших технологий» музыки того времени. В конце шестидесятых годов стали появляться невиданные до тех пор модели электронных клавишных инструментов, которые рок-музыканты, тяготевшие к расширению звучания, к его «симфонизации», сразу взяли на вооружение. Синтезатор «Муг» составил славу группы Yes, электроорган — группы Procol Harum, а меллотрон — всего арт-рока. (Меллотрон — особый музыкальный клавишный инструмент, изобретенный в 1946 году, построенный по принципу проигрывания различных звуков с множества магнитных пленок, приводимых в действие фортепьянной клавиатурой (каждая клавиша — отдельный звук определенной высоты; пленки легко заменялись.) Одно время в музыкальных кругах в ходу был даже такой термин, как «меллотрон-рок» но термин этот так и не прижился.

Наконец, достаточно широко стали употребляться духовые инструменты: трубы, гобои, флейты и саксофоны. Группа Van Der Graaf Generator, например, невообразима без агрессивного саксофона Дэвида Джексона, зачастую ведущего мелодическую линию вместе с синтезатором или гитарой и усиливающего их воздействие на слушателя. Менее значительное, но немаловажное место духовые занимали в творчестве других арт-рок групп — King Crimson, Genesis, Gong.

Genesis

Арт-рок музыканты создали немало талантливых произведений, вошедших в «золотой фонд» современной музыки и ставших ее классикой. Важным отличием этих композиций от музыкальных образцов других популярных стилей явилось то, что они практически всегда выходили за рамки основной коммерческой единицы тех времен – сингла («сорокапятки»), звучание до трех с половиной минут. Будучи изначально некоммерческим направлением, арт-рок позволил музыкантам создавать крупномасштабные музыкальные полотна, из которых потом составлялись цельные концептуальные альбомы.

Чрезвычайно сильное воздействие на слушателей усиливалось и тематикой произведений арт-групп. В подавляющем большинстве содержание композиций было глубоко философским. При этом повествования достаточно редко шли от первого лица — арт-рок музыканты предпочитали говорить об отвлеченных, очень часто вымышленных персонажах. Огромное место занимали исторические, мифологические и фантастические сюжеты. Все арт-рок творчество пронизано эзотерическими концепциями, смесью многих религий и религиозно-философских направлений, а то и попросту язычеством. Реальная действительность, конечно же, также присутствовала, но в гораздо меньшей степени.

Общее настроение произведений было скорее подавленным, мрачным, обусловленным переживаниями о том, насколько человек слаб и несовершенен, как много в нем безумия и пороков. (Исключение, пожалуй, составит лишь группа Yes). Самым удачным примером будет группа Van der Graaf Generator, тематика творчества которой была окрашена в сугубо темные, почти инфернальные тона и была связана в основном со смертью, войной, нервным напряжением, безысходностью и безумием.

Для арт-рока в целом характерен приоритет композиции над мастерством. Высокое мастерство владения инструментами здесь служит для воплощения композиторских идей и, как правило, не является самоцелью. И, тем не менее, в арт-роке имеется огромное количество инструменталистов высочайшего класса, настоящих виртуозов.

Среди них:

- клавишники: Рик Вэйкман (Yes, Strawbs, соло), Патрик Мораз (Yes, Moody Blues), Дон Эйри (Colloseum-II, известный также по работе с Black Sabbath), Кейт Эмерсон (Nice, ELP), Вангелис (Aphrodite’s Child, соло), Тони Бэнкс (Genesis), Френсис Монкмен (Curved Air, Sky), Джеффри Даунз (Yes, Asia), Дэвид Гинслейд (Colloseum, Greenslade), Эдди Джобсон (Roxy Music, Curved Air, UK, Jethro Tull), Клайв Нолан (Pendragon, Arena, Shadowland);

- гитаристы: Стив Хаккетт (Genesis, соло), Энди Латимер (Camel), Стив Хау (Yes, Asia), Роберт Фрипп (King Crimson, соло), Дэвид Гилмор (Pink Floyd, соло), Стив Хилледж (Khan, Gong, соло), Алекс Лайфсон (Rush), Фил Манзанера (Roxy Music, соло), Стив Морс (Dixie Dregs, Kansas, соло), Нил Морс (Spock’s Beard, Transatlantic, соло), Ройне Столт (Kaipa, The Flower Kings), Фред Фрит (Henry Cow, Art Bears, Messacre, Aksak Maboul, соло), Ян Аккерман (Focus, соло);

- ударники: Фил Коллинз (Genesis), Карл Палмер (ELP, Asia), Билл Брафорд (Yes, King Crimson, UK), Роберт Уайетт (Soft Machine, Matching Mole), Крис Катлер (Henry Cow, Art Bears, Cassiber, News From Babel), Алан Уайт (Yes), Джон Хайзмен (Colloseum, Colloseum-2), Терри Боззио (UK);

- бас-гитаристы: Скрис Сквайр (Yes), Тони Левин (King Crimson), Грег Лейк (King Crimson, ELP), Джон Уэттон (King Crimson, UK, Asia), Джон Глэскок (The Gods, Jethro Tull), Дейв Пегг (Fairport Convention, Jethro Tull), Ричард Синклер (Caravan, Hatfield And The North, Camel), Кевин Эйрс (Soft Machine, соло);

- вокалисты: Джон Андерсон (Yes, соло), Йен Андерсон (Jethro Tull), Питер Гэбриэл (Genesis, соло), Питер Хэммилл (Van Der Graaf Generator, соло), Анни Хэслем (Renaissance), Роджер Чапмен (Family, соло), Фиш (Marillion, соло), Брайен Ферри (Roxy Music, соло), Владимир Мулявин (Песняры);

- флейтисты/саксофонисты: Джон Хекстал-Смит (Colloseum), Мел Коллинз (King Crimson, Camel), Элтон Дин (Soft Machine, Isotope), Лол Коксхилл (Caravan), Карл Дженкинс (Soft Machine), Йен Андерсон (Jethro Tull);

- скрипачи: Дэвид Кросс (King Crimson, Radius, соло), Эдди Джобсон (Curved Air, UK), Дэррил Уэй (Curved Air, Wolf), Рик Греч (Family).
Для многих представителей арт-рока свойственна сдержанность, концентрация на музыке.

Обложки арт-рок альбомов зачастую представляют собой вполне самостоятельные произведения искусства. Наиболее известные, альбомы оформляли Роджер Дин, Пол Уайтхед и Hipgnosis.

Роджер Дин известен как оформитель обложек почти всех дисков Yes, Asia, ряда альбомы Uriah Heep, Caravan, Greenslade, Gracious, Magna. Их особенностью является то, что они практически никак не связаны с содержанием диска. Его рисунки представляют собой красочные пейзажи в духе фэнтези. Неземные пейзажи, населенные опять-таки, неземными существами, хотя кое-где встречаются и более реалистичные образы. Его обложки украшают альбомы «Fragile» (Yes), «Tales From Topograhic Oceans» (Yes), «Relayer» (Yes), «Asia» (Asia), «Alpha» (Asia), «Demons And Wizards» (Uriah Heep).

Пол Уайтхед известен своими работами классических дисков Genesis, Van Der Graaf Generator, Питера Хэмилла. Его стиль во многом напоминает сюрреализм Сальвадора Дали. Самые известные работы: «Nursery Cryme» (Genesis), «Foxtrot» (Genesis), «Pawn Hearts» (Van Der Graaf Generator).

Hipgnosis, оформили второй альбом Pink Floyd, диски Renaissance, Yes, Led Zeppelin, Genesis («The Lamb Lies Down…»), The Mars Volta, Питера Гэбриэла. Для них характерны концептуальные, сюрреалистические образы, выполненные, чаще всего, с помощью фотографии и монтажа.


Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.