АСАФЬЕВ, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

Борис Владимирович Асафьев (литературный псевдоним — Игорь Глебов) - русский советский композитор, музыковед, музыкальный критик. Академик АН СССР (1943 г.), Народный артист СССР (1946 г.), один из основоположников советского музыковедения.


Родился 17 (29) июля 1884 года в Санкт-Петербурге.

С 1904 по 1910 год Асафьев учился в Петербургской консерватории по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова, одновременно обучаясь на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1908 году.

Общение с B. В. Стасовым, А. М. Горьким, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, Ф. И. Шаляпиным благотворно повлияло на формирование его мировоззрения.

После окончания консерватории работал аккомпаниатором в балетной труппе Мариинского театра.

Как композитор Асафьев начал выступать с 1906  года (детские сказочные оперы и балеты; романсы фортепьянные пьесы).

Как музыкальный критик начал работать в 1914 году.

В 1918 году работает в Музыкальном отделе Наркомпроса.

С 1919 года — советник по репертуару в Мариинском и Малом оперном театрах, и в организованной при его участии филармонии. В том же году совместно с Сергеем Ляпуновым организовал музыкальное отделение в Петроградском институте истории искусств, которым руководил до 1930 года.

С 1921 начинают выходить из печати его труды по эстетике, теории и истории музыки.

В 1925 году Асафьев получил звание профессора Ленинградской консерватории, принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.

Асафьев был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. В рамках концертов, организованных отделением, звучали произведения композиторов Новой Венской школы, «Шестёрки», а также Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского.

Активно изучая творчество последнего, Асафьев в 1929 году написал первую в истории книгу об этом композиторе на русском языке. Он также оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В 1924-1928 годах были поставлены «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» Берга, «Прыжок через тень» Кшенека и другие новейшие оперы.

В 1928 году выезжал в зарубежную командировку для установления связей с музыкальными учеными западноевропейских стран.

С 1914 года статьи Асафьева регулярно печатался в ведущих музыкальных изданиях того времени - «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета». Однако наиболее продуктивным оказался период 1919-1928 годов, когда Асафьев определил основную сферу своих музыковедческих интересов: русское классическое наследие и музыка современных авторов. В этот период формируются творческие контакты Асафьева с Паулем Хиндемитом, Арнольдом Шёнбергом, Дариюсом Мийо, Артюром Онеггером и другими лидерами мирового музыкального авангарда.

В начале сороковых годов он возвращается к исследовательской работе, продолжает трудиться во время ленинградской блокады. В осажденном Ленинграде Асафьев написал цикл работ «Мысли и думы».

В 1943 году переехал в Москву, где получил профессуру в консерватории и должность консультанта Большого театра СССР. В том же году был избран действительным членом Академии наук СССР, в 1945 году возглавил сектор музыки Института истории искусств Академии наук.

В том же 1943 году удостоен Государственной премии СССР «за многолетние выдающиеся достижения в области искусства.

На Первом Всесоюзном съезде советских композиторов (1948 г.) был избран председателем Союза композиторов СССР.

В 1948 году повторно удостоен Государственной премии СССР за книгу «Глинка».

«В конце концов, техника есть умение делать то, что хочется. Но на всякое хотение есть терпение…». Б.В. Асафьев.

Автор крупных научно-исследовательских работ по истории русской музыкальной культуры и зарубежной музыки, проблемам теории музыки, многочисленных критических статей.

Асафьев рассматривал музыкальное искусство в контексте мировой культуры, где музыка – специфическая среда социально и исторически обусловленных звучаний, организация которых вырастает из практических потребностей общества. Он создал новый тип музыковедческой системы, открытой для встречи музыкознания с другими областями научного знания. Фундаментом этой системы была созданная им теория интонации, на базе которой Асафьев предпринял попытку изучения конкретных форм художественного мышления. Интонация, понимаемая как «выраженная мысль» используется им одновременно в качестве объекта исследования и инструмента музыковедческого анализа.

Основные музыковедческие и критические труды Асафьева: Русская поэзия в русской музыке (Петроград, 1921 г.), Данте и музыка (1921 г.), Скрябин: опыт характеристики (Петроград, 1921 г.), Франц Лист: опыт характеристики (Петроград, 1922 г.), Инструментальное творчество Чайковского (Петроград, 1922 г.), Пётр Ильич Чайковский: его жизнь и творчество (Петроград, 1922 г.), Шопен: опыт характеристики (Петроград, 1922 г.), Письма о русской опере и балете (1922 г.), Мусоргский: опыт характеристики (Петроград, 1923 г.), Глазунов: опыт характеристики (Петроград, 1924 г.), Теория музыкально-исторического процесса как основа музыкально-исторического знания (1924 г.), Речевая интонация (Москва, Ленинград, 1925 г.), О полифоническом искусстве, об органной культуре и искусстве современности (Ленинград, 1926 г.), Бетховен (Ленинград, 1927 г.), Казелла (Ленинград, 1927 г.), Сергей Прокофьев (Ленинград, 1927 г.), О ближайших задачах социологии музыки (1927 г. Г.), Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников (Москва, 1929 г.), Книга о Стравинском (Ленинград, 1929 г.), Музыкальная форма как процесс (Москва, 1930, переиздана в 1947, 1963 и 1971 гг.), Русская музыка от начала XIX столетия (Москва, Ленинград, 1930 г.), М. И. Глинка: К столетию со дня первого представления оперы «Руслан и Людмила» (1942 г.), «Евгений Онегин». Лирические сцены П. И. Чайковского: опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии (Москва, Ленинград, 1944 г.), Николай Андреевич Римский-Корсаков: к столетию со дня рождения (Москва, Ленинград, 1944 г.), Композиторы первой половины XIX века: русская классическая музыка (Москва, 1945 г.), Глинка (Москва, 1947 г.), Григ: исследование (Ленинград, 1948 г.); сборники: Избранные статьи о русской музыке, под ред. Н. Браудо (Москва, 1952 г.), Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, под ред. Е. М. Орловой (Ленинград, 1965 г.), Критические статьи, очерки и рецензии, под ред. И. В. Белецкого (Москва, 1967 г.), О музыке Чайковского: избранное (Ленинград, 1972 г.), О балете: статьи, рецензии, воспоминания (Ленинград, 1974 г.), Об опере: избранные статьи (Ленинград, 1976 г.), О хоровом искусстве (Ленинград, 1980 г.), О симфонической и камерной музыке: пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов (Ленинград, 1981 г.).

«…мелодия — душа музыки». Б.В. Асафьев.

Асафьев автор девяти опер, в том числе «Казначейша» по поэме Лермонтова (1937 г., Ленинград), «Минин и Пожарский» (1936 г.), «Алтынчеч» («Золотоволосая», 1938 г.), «Гроза» по Островскому (1941 г.), «Пир во время чумы» (по Пушкину, 1940 г.), «Медный всадник» (по Пушкину, 1942), «Славянская красавица» (1941 г.), Пятое действие к опере Серова «Вражья сила» (1947 г.), детские оперы: «Красная шапочка» (по сказке Перро,  1906 г.), «Золушка» (1906 г.), «Снежная королева» (по сказкам Андерсена, 1908 г.), «Аленушка и братец Иванушка» (1945 г.).

Асафьев инструментовал оперу Мусоргского «Хованщина» по полному авторскому клавиру, восстановленному П. А. Ламмом, способствовал постановке оперы Мусоргского «Борис Годунов» в авторской редакции (Ленинград, 1928 г.; впервые после премьеры в 1874 г.), сделал новую редакцию неоконченной оперы А.Н.Серова «Вражья сила».

Перу Асафьева так же принадлежит музыка оперетты «Карьера Клеретты» (1940 г.).

Асафьев — автор  двадцати шести балетов, в том числе: «Бабочка» (1909 г., Мариинский театр), «Дар феи» (1910 г.), «Белая лилия» (1911 г.), «Лукавая Флорента» (1912 г.), «Пьерро и маска» (1915 г.), «Карманьола» (1918 г.); «Сольвейг, или Ледяная дева», (на основе произведений Грига, сценарий В. Романова, 1922 г.), «Пламя Парижа» (1932 г.), «Бахчисарайский фонтан» (1934 г., Театр оперы и балета им. Кирова) «Утраченные иллюзии» (по роману Бальзака,  1935 г., Театр оперы и балета им. Кирова), «Партизанские дни» (1935 г., Театр им. Ленсовета), «Партизанские дни» (1937 г., Ленинградский театр оперы и балета), «Степан Разин», «Кавказский пленник» (1938 г., Ленинградский Малый оперный театр), «Ночь перед Рождеством» (1938 г., Ленинградский театр оперы и балета), «Радда и Лойко» (1938 г., Москва, центральный парк культуры и отдыха), «Ашик-Кериб» (1940 г., Ленинградский Малый оперный театр), «Граф Нулин» (по Пушкину, 1940-1941 гг.), «Суламифь» (по повести А. Куприна, Свердловск, 1941 г.), «Гробовщик» (музыкально-хореографический эпизод по Пушкину, 1943 г.), «Лада (по мотивам русского фольклора, 1943 г.),  «Барышня-крестьянка» (1946 г., Большой театр), «Каменный гость» (1943-1946 гг., Ленинград, 1946 г.),  «Франческа да Римини» (1947 г., Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко), «Милица» (1947 г., Ленинградский театр оперы и балета), «Весенняя сказка» (на темы, записанные и не использованные Чайковским, а также на темы его изданных произведений в инструментовке Б. Асафьева и П. Фельдта, Ленинград, 1947 г.), «Снегурочка» (по материалам произведений Чайковского, неокончен).

В ряде балетов Асафьев стремился к воссозданию «интонационной атмосферы» эпохи. Так в балете «Пламя Парижа» композитор использовал мелодии эпохи Великой французской революции и произведения композиторов того времени и «работал над данным заданием не только как драматург, композитор, но и как музыковед, историк и теоретик, и как литератор, не чуждаясь методов современного исторического романа».

Асафьеву принадлежит музыка к спектаклям «Царь Эдип» Софокла (1918 г., Театр Трагедии, Петроград), «Макбет» Шекспира (1918 г., там же), «Дон Карлос» (1919 г., Большой драматический театр, Петроград), «Слуга двух господ» Гольдони (1921 г., там же), «Интервенция» Славина (1933 г., Театр им. Вахтангова), «Двенадцать месяцев» Маршака (1947 г., МХАТ).

Асафьевым так же написаны: пять симфоний, оркестровые и камерные, сочинения, сочинения для фортепьяно, романсы на стихи русских поэтов.

Скончался Борис Владимирович Асафьев 27 января 1949 года в Москве.

Асафьев вошел в историю отечественной музыкальной культуры как «крупнейший музыковед наших дней» (И. Грабарь), музыкальный ученый, поражавший масштабами интеллектуальных интересов, глубиной знаний, силой интуиции; выдающийся критик-публицист и талантливый литератор, видный композитор, последователь лучших традиций русской музыкальной классики, успешно воплотивший атмосферу пушкинской поэмности в хореографической музыке.

Асафьев внёс выдающийся вклад во многие отрасли теории и истории музыки. Обладая огромной музыкальной и общехудожественной эрудицией, глубоким знанием гуманитарных дисциплин, он всегда рассматривал музыкальные явления на широком культурном фоне, в их связи и взаимодействии со всеми сторонами духовной жизни. Яркое литературное дарование Асафьева помогало ему воссоздавать впечатление от музыкального произведения в живой и образной форме. В его работах исследовательский элемент часто соединяется с живым наблюдением мемуариста.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2010 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.