АССОНАНС

Ассонанс (французское assonance – созвучие, от латинского assono — откликаюсь) — особый литературный прием, заключающийся в повторении гласных звуков в том или ином высказывании. Именно в этом заключается основное отличие ассонанса от аллитерации, где повторяются согласные звуки.

Существует два немного различающихся применения приема ассонанс. Во-первых, ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит. Во-вторых, ассонанс достаточно широко используется для создания неточной рифмы. Например, «город-молот», «царевна-несравненна».

Примером употребления ассонанса служит отрывок из «Цыган» Пушкина:

Ах, быстро молодость моя

Звездой падучею мелькнула.

Но ты, пора любви минула

Еще быстрее; только год

Меня любила Мариула, -

Однажды, близ Кагульских вод

Мы чуждый табор повстречали …

Во всем этом отрывке звучит «у», придавая стиху унылую напевность.

Ассонанс преследует те же цели, что и аллитерация.

По небу голубому

Проехал грохот грома.

В последнем примере встречается как и ассонанс, так и аллитерация.

Подобно аллитерации, ассонанс служит стилистическим средством, усили­вающим выразительность эмоциональной речи.

Ассонансы особенно часты в народной поэзии и в белых авторских стихах, где они своеобразно компенсируют отсутствие рифмы:

По лужкам трава расстилается.

Что за травушка, за муравушка!

***

Вниз по матушке по Волге,

По широкому раздолью…

Эту народную стилевую стихию воссоздал Лермонтов в речи старого солдата, безымянного героя Бородинской битвы:

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Умелое расположение ассонансов выделяет и объединяет отдельные слова или их группы.

Ассонанс может усилить смысловое или звуковое значение слова.

С другой стороны ассонанс порой становится важным ритмическим элементом. Так, в силлабическом стихосложении, где число гласных имеет основное значение, ассонансы подчеркивают ритм, закрепляя его рисунок.

Вот один из хрестоматийных примеров использования ритма в сочетании с ассонансом в одном четверостишии.

Превращусь не в Толстого, так в толстого –

Ем, пишу, от жары балда.

Кто над морем не философствовал?

Вода.

В. Маяковский.

Нередко ассонансы могут вызывать те или иные конкретные ассоциации. В строках С. Маршака:

А зайдешь в лесную даль и глушь,

Муравьиным спиртом пахнет сушь -

слух выделяет гулкое «а-у»: ой, не заплутать бы в лесной глуши.

Или ассо­нансы в стихотворении Фета «Кукушка»:

Пышные гнутся макушки,

Млея в весеннем соку;

Где-то вдали от опушки

Будто бы слышно: ку-ку.

Ассонансы стягивают слова в единый смысловой и эмоциональный узел. Вот как, например, проводит «музыкальную тему» сирен Н. Заболоцкий:

И первая пела сирена:

«Ко мне, господин Одиссей!

Я вас исцелю несомненно

Усердной любовью моей!»

Вторая богатство сулила:

«Ко мне, корабельщик, ко мне!»…

А третья сулила забвенье

И кубок вздымала вина:

«Испей — и найдешь исцеленье

В объятьях волшебного сна!»

Если поэт, следуя художественному заданию, сознательно избегает ассонан­сов, то словесные образы обособляются отчетливее, воспринимаются как гра­дация, усиливающая впечатление типического или, напротив, оттеняющая противоречивость чувств. Например:

В кабаках, в переулках, в извивах…

***

Ночь, улица, фонарь, аптека…

Или:

Вновь у тебя… Унижен, зол и рад.

А. Блок.

Как видно из примеров, ассонансы играют не самостоятельную, а подчи­ненную роль: они зависят от характера выражаемых поэтом переживаний.

В эпоху Средневековья особенно в романской поэзии ассонанс являлся одним из наиболее часто применяемых способов рифмования стихов. У русских поэтов XIX века ассонанс редок. Возрожден символистами и получил широкое распространение в советской поэзии.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.