АССОЦИАТИВНЫЙ МОНТАЖ

Ассоциативный монтаж — монтаж кадров, образы которых вызывают у реципиента определенную связь (ассоциацию), благодаря чему возникает осознание принципиально нового смысла основного действия или характера персонажей.


Ассоциативный монтаж предполагает косвенную, опосредованную связь между явлениями.

Чтобы добиться эффекта ассоциативного монтажа, необходимо найти в действиях, персонажах, элементах вещественной среды некие общие черты, которые позволят реципиенту осознать их взаимосвязь, понять авторский замысел.

При ограниченном времени показа экранного сообщения ассоциация у зрителя может не возникнуть, и авторский замысел может оказаться непонятым. Чтобы этого не произошло, режиссер обязан фиксировать аналогичные признаки.

Ассоциативный монтаж часто использовал в своих фильмах С. Эйзенштейн. Например, монтаж работающих людей с деталями механизмов («Броненосец «Потемкин»») рождал у зрителя мысль о механистичности, бесчеловечности такого труда; сопоставление эрмитажных изящных мраморных женских фигур с одетыми в военную форму дам из женского батальона, должно было передавать мысль о несовместимости понятий «женщина» и «война».

Полностью на аналогиях поведения животных и людей, на внешней схожести отдельных животных с отдельными людьми построен документальный фильм «Zoo» (Нидерланды).

На практике ассоциативный монтаж часто используется вместе с параллельным. Некоторые исследователи даже склонны считать ассоциативный монтаж разновидностью параллельного монтажа.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.