АТЕНЕЙ, ТЕАТР

«Атеней» (Athenee, — храм богини Афины) — французский театр.


Открылся в Париже в 17 января 1883 под названием Театр «Эдем» (Éden-Théâtre). Архитекторы Вильям Клейн и Альберт Дюкло. Зрительный зал этого помпезного здания (стиль ориентализм) насчитывал четыре тысячи мест. Именно здесь с огромным скандалом состоялась премьера первой в Париже постановки оперы Вагнера «Лоэнгрин»

Огромный театр скоро столкнулся с финансовыми трудностями и был закрыт в 1893 году.

В 1893 году по проекту архитектора Станислава Луазона здание было перестроено и вновь открыто в том же году под названием «Театр де ла Комеди-Паризьен». То помещение, которое сегодня называют театром «Атеней» на самом деле перестроенное фойе театра «Эдем».

В феврале 1896 года здесь играли «Саломею» Оскара Уайльда, также с немалым скандалом. Полиция даже закрывала театр, придравшись к пожарному состоянию зала.

В 1899 году театр получил свое окончательное название и стал называться Театр «Атеней» (l’Athénée).

В двадцатых-сороковых годах XX века в театре играл со своей труппой известный франц. актер и режиссер Луи Жуве. В эти годы на сцене театра ставились пьесы Мольера («Дон Жуан», «Тартюф», «Школа жен»), П. Клоделя («Благовещение»), М. Агсара («Корсар»), Ж. Жироду («Ундина», «Электра», «Безумная из Шайо»).

Одной из наиболее удачных постановок Луи Жуве театральные критики называли «Кнок, или Торжество медицины» Ж. Ромэна. Жуве, игравший Кнока в современном костюме и практически без грима, сумел создать впечатляющий образ человеконенавистника, сторонника фашистской идеологии.

В постановках Жуве каждая деталь несла определенную смысловую нагрузку, т. е. строго выверенные мизансцены и резко очерченные сценические характеры определяли постановочный стиль.

В 1928 году с инсценировки пьесы «Зигфрид» началось сотрудничество Жуве с выдающимся французским драматургом Ж. Жироду. Результатом их дальнейшей работы явилась постановка пьесы «Троянской войны не будет», содержавшей, как и «Кнок», некое мрачное предчувствие. На сцене господствовали два цвета – белый и голубой, перед зрителями представали персонажи-идеи, ведущие между собой интеллектуальную борьбу.

Даже в классических пьесах Жуве сумел выделить их интеллектуальное начало. Например, Арнольф в мольеровской «Школе жен» представал мыслителем, философская концепция которого потерпела поражение в борьбе с реальной жизнью, а Дон Жуан в одноименной пьесе – человеком, разуверившимся во всем. Театральные открытия Луи Жуве послужили основой для развития во Франции интеллектуального театра.

С 1951 года художественным руководителем театра был Пьер Ренуар.

С 1953 года театром руководила известная водевильная актриса Э. Попеско.

В 1996 году театр «Атеней» подвергся реставрации. Считается историческим памятником. Здание театра «Атеней»  является одним из красивейших зданий Парижа.

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2010 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.