АУТЕНТИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ (АУТЕНТИЗМ)

Аутентичное исполнение (от греческого αυθεντικός — «подлин­ный», «истинный») — исполнение музыки прошлого на инструментах соответствующей эпохи и на основе му­зыкально-исторических данных о характере и способах вокальной и инструментальной артикуляции, о расшифровке мелизмов и basso continuo, o системе темпе­рации и эталоне высоты, о принципах реализации дина­мических и агогических акцентов.

Аутентичное исполнение подразумевает осведомлённость исполнителя о всех  аспектах музыкальной практики и теории того периода и той страны, где и когда была написана музыка.

Аутентизм начинается с умения интерпретировать нотный текст в оригинале. Поэтому так важно издание и распространение факсимильных изданий старинных нот и образование в этой сфере.

Важными (серьёзно отличающимися от современных) являются подходы к интерпретации партитуры (умение играть и расшифровывать цифрованный бас, выбирать состав и количество исполнителей), знание правил и приёмов игры (штрихи, «хорошие» и «плохие» ноты, агогика, темпы, динамика, артикуляция), выбор инструментов, их оснащение и настройка (высота строя, темперации), умение импровизировать, верно играть орнаментику.

Наиболее зримым проявлением аутентизма является использование в современных интерпретациях музыкальных инструментов прошлого (оригиналов или изготовленных в новейшее время копий) в тех случаях, когда эти инструменты вышли из употребления или значительно изменились, например: виола да гамба, барочная скрипка, продольная флейта, клавесин, клавикорд, молоточковое фортепиано, а также инструменты XIX века (педальное фортепиано, арпеджионе, фисгармония). В идеальном случае произведение желательно исполнять на инструменте того времени, когда это произведение написано.

К аутентизму относится также исполнение высоких («женских», написанных для певцов-кастратов) вокальных партий в ранних операх мужскими голосами (контратенор) вместо женщин-певиц и исполнение высоких сольных партий в церковной музыке XVIII века мальчиками, а не певицами, как это и предполагалось композиторами.

Интерес к аутентичному звучанию старинной музыки возник на рубеже XIX-XX веков. Основателем движения традиционно считается Арнольд Долмеч (1858-1940), который конструировал копии старинных инструментов и исполнял на них музыку XVII—XVIII веков. Долмеч — автор труда «Исполнение музыки XVII—XVIII веков» (The Interpretation of the Music of the 17th and 18th Centuries; Лондон, 1915 г.), который стал капитальным теоретическим обоснованием аутентизма.

Во Франции в это же время было основано «Общество концертов на старинных инструментах» (Société de concerts des instruments anciens) — его главой был Камиль Сен-Санс.

Квинтет французского Общества старинных инструментов (открытка, около 1911); участники играют на четырёх различных виолах и клавесине.

В Германии в начале XX века аналогичное общество основал виолончелист Кристиан Дёберайнер, пропагандировавший возрождение виолы да гамба. Тогда же Альберт Швейцер и его сторонники развернули антиромантическое движение (Orgelbewegung) за восстановление подлинного звучания органной музыки И. С. Баха».

Возрождению клавесина как концертного инструмента способствовала протекавшая в разных странах концертная и педагогическая деятельность Ванды Ландовской.

С пятидесятых годов XX века выделились Густав Леонхардт, Николаус Арнонкур, Тон Копман (Коопман), ансамбль La Petite Bande, Франс Брюгген, Филипп Херревеге, Джон Элиот Гардинер, Кристофер Хогвуд, Рейнхард Гёбель, Рене Якобс, Уильям Кристи, Масааки Судзуки, Кристоф Руссе.

У истоков аутентичного исполнительства в СССР стояли московский ансамбль «Мадригал» (основан в 1965 году композитором и пианистом Андреем Волконским) и таллинский ансамбль «Hortus Musicus» (основан в 1972 году скрипачом Андресом Мустоненом).

Ансамбль старинной музыки Hortus Musicus.

В настоящее время ансамбли, специализирующиеся на аутентичном исполнении музыки средних веков, Возрождения, барокко и классицизма, существуют во многих странах.

Критики аутентизма сомневаются в том, что приближенное к эпохе создания произведения исполнение помогает современному слушателю услышать музыку давних времён так, как её слышали современники, ведь для этого слушатель должен обладать музыкальной культурой того времени.

Другой аспект критики аутентизма связан со старинными инструментами. Суть изменений в инструментах, произошедших в более поздние эпохи, состояла в их модернизации для упрощения техники игры (часть задач, ранее решаемых исполнителем, переложили на инструмент) и наращивании интенсивности и однородности звука. К сожалению, эти нововведения имели и обратную сторону: обеднение тембра, выравнивание «хороших» и «плохих» нот, лишение звука индивидуальности, механистичность в отношении к инструменту.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.