АФИНОГЕНОВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

Александр Николаевич Афиногенов — советский драматург, публицист, теоретик драмы.


Родился 22 марта (4 апреля) 1904 года в Скопине Рязанской губернии

Отец - железнодорожный служащий, впоследствии  — писатель (псевдоним — Н. Степной), мать — учительница.

В 1924 году окончил Московский институт журналистики.

С 1927 по 1929 год  - заведующий литературной частью I Московского рабочего театра Пролеткульта.

Как литератор дебютировал стихами и поэмой «Город».

Драматургическую деятельность начал в 1923 году пьесой «Роберт Тим» об английских «луддитах», разрушителях машин, которая выявила тяготение Афиногенова к мелодраматической экзальтации, проявившееся и в его последующих пьесах написанных им для театра Пролеткульта – «По ту сторону щели» по Джеку Лондону (1926 г., Первый рабочий театр Пролеткульта, Москва), «На переломе» (1927 г., там же; первоначальное название «В ряды»), «Гляди в оба» (1927 г., там же), «Малиновое варенье» — «коммунистическая мелодрама со злодеями-буржуями» (1928 г., там же).

Новый этап творчества Афиногенова был намечен пьесами «Черный яр» (по повести Гумилевского, 1928 г., Первый педагогический театр) и «Волчья тропа» (1928 г., ленинградский Красный театр).

Драма «Чудак» знаменовала собой окончательный разрыв драматурга с теорией и практикой Пролеткульта, обращение писателя к психологическому реализму. Постановка «Чудака» во МХАТе Втором (1929 г.) явилась значительным событием в истории советского театра.

Следующая пьеса Афиногенова «Страх» (1931 г.) имела еще больший успех — была поставлена в Ленинградском академическом театре драмы и во МХАТ. Первый вариант пьесы был запрещен цензурой, во втором были убраны упоминания о карательных органах, введен образ пламенной старой большевички Клары, выступающей от имени «народа», носителя партийных идей. В «Страхе» особенно сильно чувствуется влияние на творчество Афиногенова драматургии Горького.

Своеобразным продолжением «Страха» явилась пьеса «Ложь» (1933 г.), тонко отразившая атмосферу постоянной «маскировки» людей тридцатых годов, когда приходилось скрывать происхождение, родственные связи, взгляды.

Афиногенов был секретарем театральной секции РАПП, занимался разработкой «диалектико-материалистического метода» («Творческий метод театра. Диалектика творческого процесса», 1931 г.).

В 1934 Афиногенов избран в президиум правления Союза писателей и назначен редактором журнала «Театр и драматургия».

В этот период им написаны пьесы «Портрет» (1934 г.), Далекое» (1935 г., Театр им. Вахтангова), «Салют, Испания!», (1936 г., Театр им. МОСПС), «Вторые пути» (1939 г.), «Мать своих детей» (1939 г.), «Отель Люкс» (1940 г.).

С конца 1936 года Афиногенов становится объектом резкой критики, его пьесы запрещаются, в 1937 году его исключают из ВКП(б) и Союза писателей. 16 мая 1937 года он Афиногенов в дневник свою никогда не произнесенную защитительную речь: «Взяли мирного человека, драматурга, ни о чем другом не помышлявшего, кроме желания написать еще несколько десятков хороших пьес на пользу стране и партии, — и сделали из этого человека помойку, посмешище, (позор и поношение общества)».

Однако он не был репрессирован, жил в Переделкино. Здесь Афиногенов начал писать роман «Три года». В 1938 году его реабилитировали.

Нового большого успеха драматург достиг, написав в 1940 году «Машеньку» (1941 г., Театр им. Моссовета; Машенька — В. Марецкая) — одну из своих самых популярных пьес.

В. П. Марецкая в роли Машеньки и В. В. Ванин в роли Кареева («Машенька» А. Н. Афиногенова).

В этой пьесе проявились типичные для драматургии Афиногенова черты: действие в кругу семьи, замкнутость в тесном пространстве, а временами косвенный диалог, продолжающий традицию Чехова. Эта пьеса в 1960-1971 годах была сыграна 3036 раз, по ней снят одноименный фильм.

Во время войны Афиногенов возглавил Литературный отдел Совинформбюро.

Незадолго до заграничной командировки, связанной с этой должностью, погиб 29 октября 1941 года в здании ЦК во время налета фашистской авиации.

Творчество Афиногенова сыграло важную роль в развитии советской психологической драмы.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.