АФОНИН, ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

Григорий Иванович Афонин – советский артист эстрады, автор и исполнитель стихотворных и прозаических монологов (фельетонов), художник, актер.


Родился 31 января (12 февраля) 1894 года в Москве в семье портного.

В 1913 году окончил Строгановское училище живописи, ваяния и зодчества. Получил звание художника первой степени. Выставлялся как живописец на выставках «Мира искусств». Как декоратор работал в Театре Народного дома на Пресне. Там же принимал участие в спектаклях в массовых сценах, играл эпизодические роли.

Он увлекся театром и всю остальную жизнь, по его собственному выражению, «надрывался, гоняясь за двумя зайцами — театром и живописью».
Учился в студии Московского художественного театра. В 1917 году окончил драматическую студию при Театре  К. Незлобина и некоторое время состоял в труппе театра. Снимался в фильмах на студии Ханжонкова.

В 1918 году был мобилизован в Красную армию и в качестве актера и режиссера театрального коллектива агитпоезда, обслуживающего части Красной Армии Юго-Западного фронта, участвовал в спектаклях и концертах, репертуар для которых писал сам — раешники, сатирические частушки, скороговорки, куплеты (широко известны были по всему фронту его злободневные куплеты на мотив «Яблочка»).

Демобилизовавшись в 1921 году, работал в Театре миниатюр «Аре», где особенный успех имели исполняемые им стихотворные фельетоны-скороговорки («От сотворения мира до наших дней»).

Впоследствии перешел на эстраду. Афонин выступал в безукоризненно сшитом, но обычном пиджачном костюме, не прибегал к средствам внешней характерности. Природная музыкальность делала его речь интонационно многообразной. Главным средством выразительности для Афонина всегда было слово. Для его исполнительской манеры характерны скороговорка и чёткие смысловые акценты. Использовал разные литературные формы — от райка, скороговорки («Песня золота и машин», 1924-1925 гг.) до былинного распевного стиля (фельетоны 1926-1927 гг.). Иногда он пользовался сменой ритмов внутри одного фельетона для передачи юмора, сарказма, пафоса, лирики (монтажный фельетон «Московское обозрение», 1926-1927 гг.).

Свою роль на эстраде Афонин определил «как роль общественного сатирика», вступив в борьбу «живой жизни с косностью и … консервативностью старого общественного уклада», — писал биограф А. Петр Жаткин. Его главной темой стала актуальная тогда борьба с мещанством, бюрократизмом. Эту позицию А. изложил в программном фельетоне «Но» (начало 1923-1925 гг.): «Гражданином быть — это одно, а обывателем — это другое». За ним последовали фельетоны «Не болтайтесь под ногами», «Гражданин, вы лицо потеряли», «Даешь изящную жизнь», «Критика гражданина нытика». Иногда  Афонин выступал от имени брюзжащего всем недовольного обывателя с убогой моралью, который в конечном счете, оказывался в смешном и жалком положении («Механические граждане», 1922-1929 гг.).

В  тридцатые годы Афонин, как и многие эстрадные артисты, пытался найти новый тон разговора. Он перешел на прозу, фельетоны в иных случаях обретали не свойственный им ранее назидательно-поучающий тон. И, тем не менее, Афонин продолжает зло высмеивать приспособленцев в фельетоне «Ни богу свечка, ни черту кочерга», «О дураках» (1937 г.); начинает исполнять лирико-романтические монологи («Колька»).

В годы Великой Отечественной войны Афонин читал фельетоны на фронте и в тылу («Не забудем, не простим!»).

После войны Афонин писал редко и выступал мало («Спасибо за помощь», 1946 г., «Вас не беспокоит», 1954 г.).

Григорий Иванович Афонин  скончался 14 апреля 1959 года в Москве.

Он стал по сути одним из основателей жанра эстрадного монолога. За свою творческую жизнь им было написано и исполнено свыше ста фельетонов и монологов.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.