АФРОДИТА (ВЕНЕРА)

Афродита (Венера) — (древнегреческое Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός - «пена; латинское Venus) — греко-римская богиня любви и красоты, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Богиня браков и родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди; ей были неподвластны только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь.  Дочь Зевса и Океаниды Дионы. Жена Гефеста или Ареса.


В Риме Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына — троянца Энея. Культ Афродиты в Риме был особенно популярен при императоре Августе.

В культе Афродиты как богини любви священными считались мирт, розы, мак, яблоко, а также анемоны, фиалки, нарциссы и лилии; как богини плодородия - воробьи и голубки и заяц, как морской богини - дельфин.

Спутники Афродиты - Эрот, хариты, оры, нимфы.

Ряд черт культа Афродиты позволяют предположить, что по своему происхождению Афродита была малоазийской богиней (финикийская Астарта, ассирийская Иштар, египетская Исида, фригийская Кибела возможно прообразы Афродиты).

Существуют разные сказания о происхождении Афродиты. У Гомера она считается дочерью Зевса и океаниды Дионы. Согласно «Теогонии» Гесиода, она родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветер принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Классическая Афродита возникла обнаженной из морской раковины вблизи Кипра — отсюда прозвище «Киприда» - и на той же раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены.

Согласно Эпимениду, она была дочерью Кроноса.

По орфикам, вторая Афродита родилась из моря из семени Зевса, охваченного страстью к Дионе. Вскормлена она была Нереем.

Супруга громовержца Гера устроила так, что Афродита вышла замуж за Гефеста - самого искусного мастера среди богов и самого некрасивого из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей - Геру и Афину.

Любви Афродиты домогались Посейдон, Арес, Гермес.

Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама, изменяя хромоногому супругу.

Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, желание, слова обольщения; он делал любого влюбленным в его хозяйку. Этот пояс порой заимствовала у Афродиты Гера, когда хотела разжечь в Зевсе страсть и тем самым ослабить волю своего могущественного супруга (XIV песнь «Илиады»).

Во время вызванного Эридой спора о том, какая богиня - Гера, Афина или Афродита - самая красивая, Парис принял решение в пользу Афродиты и отдал ей золотое яблоко. За это она пообещала Парису любовь Елены, помогла ему похитить её.

Суд Париса

Центрами культа Афродиты были Кипр, где в городе Пафосе находился её храм, и остров Кифера.

По местам почитания Афродиты имела эпиклесы (эпитеты):

Киприда — от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег;

Кипрогения — то же;

Пафия, Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения;

Киферея (Цитерея)  - рождённая близ острова Кифера, другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра;

Идалия (Идалийка) - от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество;

Амафусия (Аматузия) - от города Амафунт на Кипре, центра почитания богини;

Акидалия - от Беотийского источника.

Эрикина (лат. Эрицина.) Её святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия).

Связь с морским рождением отражена в эпиклесах:

Афрогенейя («пенорожденная»);

Анадиомена (выныривающая) - появившаяся на поверхности моря;

Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания);

Понтия (морская).

В эпиклесах вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью:

Меланида (чёрная, мрачная);

Скотия (тёмная, мрачная);

Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность, возможно, Сосандра (спасающая людей);

Эпитимбия (погребальная);

Мухейа - богиня тайных мест;

Функции подательницы любви и разжигательницы страсти отразились в эпиклесах:

Дола (обманщица);

Морфа (дающая красоту);

Анфея (цветущая);

Пейто (убеждающая, обольщающая);

Гетерия - покровительница гетер;

Порн - покровительница разнузданной страсти;

Дарцетос - покровительница праздной лени;

Диварисатрикс и Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт);

Каллипига (прекраснозадая);

Кастния (Кастниетида) - покровительница бесстыдства;

А также две ипостаси богини, связанные с греческими философскими категориями:

Афродита-Пандемос. Поклонение ей ввел Тесей;

Афродита-Урания. Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Её храм в Кифере воздвигли финикияне.

Другие эпитеты:

Акрея. Эпитет Афродиты на Книде;

Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне;

Апатурос. Её храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем поодиночке приводила их к Гераклу;

Арента;

Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте. Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне;

Бербея;

Диона;

Киндиада. Её святилище около Баргилий (Кария);

Колиада;

Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре;

Морфо. Прозвище Афродиты. Её храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей;

Филомедея. («Любящая срамной уд»);

Также её называют Афродита Оружная.

Согласно Евгемеру Афродита изобрела проституцию

В литературе ей посвящены IV, VI и X гимны Гомера.

Действующее лицо трагедии Еврипида «Ипполит».

В поэзии Афродита может воплощать любовь к женщинам в оппозиции Эроту как символу любви к юношам, но может и ассоциироваться с однополой любовью.

Кипророждённую буду я петь Киферею. Дарами
Нежными смертных она одаряет. Не сходит улыбка

С милого лика её. И прелестен цветок на богине.

Над Саламином прекрасным царящая с Кипром обширным,
Песню, богиня, прими и зажги её страстью горячей!

Ныне ж, тебя поминув, я к песне другой приступаю.

… Афродитой

«Пенорожденной», еще «Кифереей» прекрасновенчанной

Боги и люди зовут, потому что к Киферам приста
ла.
«Кипророжденной» — что в Кипре, омытом волнами, родилась.

По рассказу Апулея в «Метаморфозах», Афродита ревнует к красоте земной женщины Психеи и посылает своего сына Эрота заставить её влюбиться в самого некрасивого человека в мире. Эрот влюбляется в Психею сам. Афродита преследует невестку. Все кончается хорошо.

Богиня часто изображалась в скульптуре и вазовой живописи. Известны статуи Афродиты, изваянные Алкаменом, Праксителем, Лисиппом.

Большинство древнегреческих статуй дошли до нас в виде римских мраморных копий с греческих бронзовых оригиналов:

Венера Милосская - была найдена в 1820 году на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила своё название. Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками, которые имели то же намерение;

Венера Медичи (Медицейская) - была раскопана в 1677 году на портике Октавиана в Риме в виде одинадцати фрагментов. Римская копия с оригинала Клеомена I в. до н. э. Из Рима она была перевезена во Флоренцию, город герцогов Медичи, украшением чьей коллекции она и стала, позаимствовав при этом их семейное имя. До обретения Венеры Милосской именно она считалась эталонным произведением. С неё Сандро Боттичелли взял позу своей рождающейся Афродиты. В Энциклопедии Дидро мы находим разбор пропорций этой женской фигуры как образцовой;

Афродита Книдская — статуя богини, наиболее прославленная в античные времена. Её создал Пракситель, лучший из ваятелей, впервые дерзнув изобразить богиню полностью обнаженной. Согласно легенде, натурой мастеру послужила его возлюбленная гетера Фрина, что вызвало большой скандал. До настоящего времени скульптура не сохранилась, дойдя до нас только в повторах и копиях (около пятидесяти). Во время Византийской империи была увезёна в Константинополь, где и погибла;

Венера Капитолийская - тип Venus Pudica, имя получила от места своего местонахождения - Капитолийских музеев (Палаццо Нуово). Статую нашли в Риме, на Виминальском холме;

Венера Каллипига — означает «обладающая прекрасным задом». Статуя богини, несущая на себе отпечаток эпохи эллинизма (оригинал около 225 года до н. э.), приподнимает одежду, демонстрируя свои красоты. Спиралеобразное построение композиции позволяет фигуре выглядеть одинаково выигрышно с любой точки. Хранится в Национальном археологическом музее Неаполя с 1802 года. В викторианский период считалась крайне неприличной;

Венера из Арля -  была найдена в 1651 году на развалинах античного театра Арля (Франция) в виде трёх разрозненных фрагментов. Голова была отделена от тела, а руки утрачены. В нынешний вид её привел Франсуа Жирардон. По-видимому, «Венера из Арля» восходит ко второй знаменитой Афродите работы Праксителя - Афродите Косской;

Афродита в садах (Aphrodite I en Kipois) - дошла до нас только в не всегда внятных репликах. Работа ученика Фидия - Алкамена представляла собой спокойно стоящую богиню, слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую с лица покрывало; в другой руке она держала яблоко, дар Париса. Тонкое длинное одеяние облегало её тело;

Венера-родоначальница - (Venus Genetrix) богиня выступает здесь как прародительница правящего рода Юлиев. Именно ей Цезарь поставил храм на форуме своего имени. Иногда также по месту находки называется «Aphrodite Frejus»;

Венера Киренская — найденная на территории Северной Африки, представляет собой богиню, выходящую из воды и выжимающую волосы, так, как она была изображена на прославленной картине Апеллеса - Афродита Анадиомена (Выходящая из воды);

Венера Капуанская - являет нам вариант того, как могла бы выглядеть Венера Милосская до своих приключений. Одной ногой богиня в этом варианте опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об её победоносном могуществе — идею о том, что против её власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, то есть Победительница). В руке, предположительно, она держала полированный щит, в который смотрелась, как в зеркало.  Хранится в Неаполе. Считается, что эта статуя может быть копией произведения Лисиппа;

Венера Мазарини — богиню сопровождает дельфин, один из её атрибутов, существо, которое помогло ей выйти из бездн моря. Относящаяся примерно к 100-200 годов эта римская копия была найдена на территории Рима около 1509 года;

Венера Сиракузская — статуя, представляющая богиню, выходящую из воды (Анадиомена), хранится в Сиракузском Археологическом музее;

Купающаяся Афродита — она же «Венера Дойдалсаса» - по имени создавшего её скульптора Дойдалсаса из Вифинии, соотечественника прекрасного Антиноя. Дошла во множестве копий различной сохранности, лучшие из которых представлены в Ватикане, Неаполе, Уффици;

Венера Эсквилинская (Venus Esquilina) - была раскопана в Риме в 1874 году, и с того момента находится в Капитолийских музеях (I в. до н. э.).

Aphrodite Sinuessa - найденная в 1911 году в местечке Мондрагоне (античный город Синуэсса) при возделывании виноградника, эта статуя, которую относят к IV в. до н. э. в настоящий момент находится в Неаполе, Национальном музее;

Venus Felix - эпитет Felix богиня Венера приобрела в Риме, как покровительница Суллы, считавшего, что эта богиня приносит ему удачу, и принявшего прозвище «Эпафродит». Музей Пио-Клементино, Ватикан;

Афродита, Пан и Эрос  - скульптура с острова Делос. Около 100 года до н. э. Национальный археологический музей Афин;

Венера Таврическая  статуя, найденная в окрестностях Рима в 1718 году и приобретенная Петром I, экспонируется в Эрмитаже и представляет собой переработанный тип Афродиты Книдской;

Венера Хвощинского  - вторая из находящихся в России Венер хранится на Волхонке, в ГМИИ им. Пушкина и также восходит к праксителевской Афродите Книдской. Своё прозвание она получила по имени приобретшего её собирателя.

В послеантичном искусстве встречаются многочисленные изображения Афродиты, но чаще ее называли Венерой: полотна Пуссена, Тьеполо; Рождение Венеры. Боттичелли;  Венера Урбинская. Тициана; Спящая Венера. Джорджоне; Марс и Венера Веронезе; Венера с зеркалом. Веласкес; Рождение Венеры. Адольф Бугро.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.