АФФЕКТОВ ТЕОРИЯ

Теория аффектов (от латинского affectus — душевное волнение, страсть «учение об аффектах», немецкое Affektenlehre) — музыкально-эстетическая концепция, получившая широкое распространение в эпоху барокко и ведущая свое происхождение от классической риторики.


Теория аффектов ведёт начало от античной (Аристотель) и средневековой эстетики («Musica movet affectus» — «Музыка движет страстями», — говорил Блаженный Августин). Важную роль в формировании теории аффектов сыграла философия Р. Декарта — его трактат «Душевные страсти» («Les passions de l’вme», 1649 г.).

Основные установки теории аффектов изложены И. Маттезоном. «Можно превосходно изобразить с помощью простых инструментов благородство души, любовь, ревность. Можно передать все движения души простыми аккордами или их последованиями», — писал он в «Новейшем исследовании зингшпилей» («Die neueste Untersuchung der Singspiele», 1744 г.). Это общее положение конкретизировалось посредством детального определения (нередко нормативного), какими именно выразительными средствами мелодии, ритма, гармонии может быть передано то или иное чувство.

Ещё Дж. Царлино («Istitetioni harmoniche», 1558 г.) писал о связи с определёнными аффектами различных интервалов и мажорного и минорного трезвучий.

А. Веркмейстер (конец семнадцатого века) расширил круг связываемых с теми или иными аффектами музыкальных средств, вводя в него тональность, темп, диссонанс и консонанс, регистр. Исходя из посылки В. Галилеи, в этом плане рассматривались также тембры и исполнительские возможности инструментов.

Во всех подобных трудах классифицировались и сами аффекты; А. Кирхер в 1650 год («Musurgia universalis») насчитывает восемь их видов, а Ф. В. Марпург в 1758 год — уже двадцать семь.

Рассматривался и вопрос о постоянстве и смене аффектов. Большинство сторонников теории аффектов считало, что музыкальное произведение может выразить лишь один аффект, демонстрируя в различных частях композиции его градации и оттенки.

Теория аффектов сложилась отчасти как обобщение тенденций, наметившихся в итальянской, французской и немецкой музыке середины XVIII века, отчасти явилась эстетическим предвосхищением «чувствительного» направления в музыкальном творчестве второй половины XVIII века (Н. Пиччинни, сыновья И. С. Баха, Ж. Ж. Руссо).

Теории аффектов придерживались многие крупные музыканты, философы, эстетики того времени: И. Маттезон, Г. Ф. Телеман, И. Г. Вальтер («Музыкальный лексикон»), Ф. Э. Бах, И. И. Кванц, отчасти Г. Э. Лессинг, аббат Ж. Б. Дюбо, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро («Племянник Рамо»), К. А. Гельвеций («Об уме»), А. Э. М. Гретри («Мемуары»).

Во второй половине XVIII века теория аффектов утрачивает своё влияние.

Защищая принцип естественной и правдивой эмоциональной выразительности музыки, сторонники теории аффектов выступали против узкого техницизма, против ходульности немецкой классицистской школы, против отрешённости от земного, культивировавшейся зачастую в песнопениях католической и евангелической церкви, а также против идеалистической эстетики, отвергавшей теорию подражания и стремившейся доказать «невыразимость» чувств и страстей музыкальными средствами.

Вместе с тем теории аффектов были свойственны ограниченность, механистичность. Сводя содержание музыки к выражению страстей, она умаляла значение в ней интеллектуального элемента. Рассматривая аффекты как единые для всех людей душевные движения, теория аффектов склоняла композиторов к выражению неких обобщённых типов чувств, а не их неповторимо-индивидуальных проявлений. Попытки систематизировать интервалы, тональности, ритмы, темпы по их эмоционально-выразительному эффекту нередко приводили к схематизму и односторонности.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.