АШТОН, ФРЕДЕРИК

Фредерик Уильям Меллендайн Аштон (Ashton) — великий английский танцовщик и балетмейстер.


Родился 17 сентября 1904 года в Гуаякиле (Эквадор). Большую часть своего детства провел в Лиме, в Перу, где его отец был дипломатом.

Когда ему было тринадцать лет, он увидел танец в исполнении легендарной Анны Павловой в Городском театре в Лиме и решил посвятить жизнь балету. Позже он говорил, что именно Павлова «влила в его кровь яд танца».

В 1924 году Аштон приезжает в Англию на учебу и начинает в тайне от семьи, заниматься танцем у Леонида Мясина, а с 1925 года у М. Рамбер. Именно Рамбер поощряла его первые хореографические опыты. После он продолжал изучать хореографию с Мясиным и с Брониславой Нижинской.

В 1928 году танцовщик труппы И. Л. Рубинштейн, в 1926 и с 1928 по 1935 годах – «Балле Рамбер».

С 1926 года Аштон начал ставить балеты, привлёкшие внимание самостоятельностью хореографического мышления. Первая постановка -  «Трагедия моды» в «Лирик тиэтр» на музыку Гуссенса, в которой он сам исполнил партию Портного.

В 1930-1933  годах осуществил в труппе «Балле Рамбер» («Клубе балета» — балетная труппа под руководством М. Рамбер постановки: «Сюита Каприоль» Уорлока (1930 г.) и «Маски» Пуленка (1933 г.)

В 1930-1931 годах Аштон создал для «Общества Камарго» балет «Помона» Ламберта и пародийный балет «Фасад».

В 1933 году поставил балет «Свидания» на музыку Обера в балетной труппе «Сэдлерс-Уэллс»

В 1935 году он перешёл в труппу «Сэдлерс-Уэллс балле», став ведущим балетмейстером и одним из её художественных руководителей.

В ранних работах Аштона большое внимание уделял классическому танцу. Позднее для него более характерно создание бессюжетных балетов. Танцы, которые сочинял балетмейстер, отличались сложностью композиции и были весьма трудны для исполнения.

В 1946 году, после перехода труппы в театр «Ковент-Гарден», создал «Симфонические вариации» на музыку Франка — образец классики английского балетного театра.

В 1948 году Аштон поставил свой первый многоактный балет — «Золушка» Прокофьева, затем в 1955 году «Ромео и Джульетту» Прокофьева для Королевского датского балета.

С 1952 года Аштон — помощник художественного руководителя балетной труппы «Сэдлерс-Уэллс» (Королевского балета).

В 1963-1970 годах художественный руководитель и балетмейстер Королевского балета.

Поставил свыше ста балетов, тридцать из которых все еще входят в репертуар Королевского Балета. Среди лучших работ Аштона — одноактные дивертисменты: «Симфонические вариации» на музыку Франка (1946 г., «Сэдлерс-Уэллс», «Ковент-Гарден»), «В честь королевы» Арнолда (1953 г.), «Подарок в день рождения» на музыку Глазунова (1956 г.). Аштон поставил балеты: «Свидания» на музыку Обера (1933 г.), «Видения» на музыку Листа — Ламберта (1936 г.), «Конькобежцы» на музыку Мейербера (1937 г.), «Свадебный букет» Бернерса (1937 г.), «Данте-соната» на музыку Листа (1941 г.), «Дафнис и Хлоя» (1951 г.), «Сильвия» Делиба (1952 г., «Сэдлерс-Уэллс», «Ковент-Гарден»), «Приношение в день рождения» на музыку Глазунова (1956 г.), «Ундина» Хенце (1958 г., «Ковент-Гарден»), комедийный балет «Тщетная предосторожность» Герольда — Ланчбери (1960 г.), «Два голубя» Мессаже (1961 г.), «Персефона» Стравинского (1962 г.), «Сон» на музыку Мендельсона (1964 г.), «Джаз календарь» Беннетта (1968 г.), «Загадочные вариации» на музыку Элгара (1968 г.), — «Плач волн» Масона (1970 г.),  «Творения Прометея» (1970 г.), «Сьеста» Уолтона  (1972 г.), «Путешествие в Эдем» Дилиуса (1972 г.), «Месяц в деревне» (по пьесе И. С. Тургенева) на музыку Шопена — Ланчбери (1976 г.).

В течение многих лет Аштон ставил балеты для М. Фонтейн, его лучшая хореография создана с учётом её индивидуальности.

Аштон поставил для Михаила Барышникова и Лесли Кольер «Рапсодию» (на музыку С. В. Рахманинова, 1980 г.).

В 1962 году для дуэта — Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев поставил балет «Маргарита и Арманд».

Аштон поставил фильмы-балеты: «Сказки Гофмана» (1950 г.) и «Сказки Беатрис Поттер» (1971 г.).

До 1937 года исполнял ведущие партии во многих своих постановках, несмотря на то, что недостаточно владел техникой классического танца, так как поздно начал учиться: Кавалер («Сюита каприоль» Уорлока), сэр Ланселот («Леди оф Шалот» на музыку Сибелиуса, 1931 г.),  Даго («Фасад»), Мефистофель («Мефисто-вальс» Листа, 1934 г.),  Лебедь («Леда» на муз. Глюка), Зритель («Ноктюрн» Делюса, 1936 г.). Позднее перешел на мимические партии: Уродливая сестра («Золушка», 1948 г.), фея Карабосс («Спящая красавица», 1946 г.), ежиха Тигги Уинкль в фильме-балете «Сказки Беатрис Поттер».

В 1959 году Аштон был награжден премией Королевской Академии Танца. За выдающийся вклад в развитие английского балета в 1962 году Фредерик Аштон был посвящен королевой Елизаветой II в рыцари. В том же году он был принят во французский орден Почетного легиона. В 1972 году награжден золотой медалью Фонда Карина Ария в Швеции.

Сэр Фредерик Аштон скончался 18 августа 1988 года в своем доме в Сассексе (Англии).

На спектаклях, которые он поставил, выросло несколько поколений английских артистов балета. Стиль Аштона, основой которого стал метод обучения, предложенный Э. Чекетти, определил особенности английской балетной школы.

Его хореография отличается мягкостью, гибкостью, классическим лиризмом.

Деятельность Аштона способствовала росту всемирной репутации британского балета и популярности балета в середине ХХ века.

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2010 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.