БАЗОШ

Базош (Confrè rie de la Bazoche) — корпорация прокурорских клерков, возникшая в Париже в начале XIV века, организовывавшая комические любительские представления. Получила свое название по месту служения — зданию парламента, которое долго было королевским дворцом (basilica).
 

Корпорация эта называла себя «королевством Базош» (le royaume de la Basoche), и глава ее титуловался «королем» — обычай присваивать себе королевский титул существовал, как известно, во многих корпорациях средних веков. Клерками Базоши назывались чиновники судов в отличие от советников парламента или королевского суда (gens de la Cour). Кроме короля корпорация Базош имела своих должностных лиц: канцлера, рекетмейстеров, докладчиков прокуроров, казначеев, секретарей, нотариусов и священников. При короле Генрихе III титул короля, присвоенный старшине корпорации, был уничтожен и во главе ее поставлен канцлер. Но и после этого корпорация сохранила свой герб, изображавший три золотые чернильницы на голубом поле, не перестала именоваться «королевством» и употреблять в своих актах все формы королевских указов. Все тяжбы и споры, возникавшие между клерками, разбирались канцлером на особых заседаниях два раза в неделю. Канцлер же ежегодно, в определенный день, производил смотр своим подчиненным, называвшимся «подданными» (sujets) на лугу, названном «лугом клерков» (le Prè aux clercs). Ежегодно 1 мая члены корпорации с особенной церемонией и торжественностью сажали на большом дворе суда дерево, вырытое в королевских лесах.

Кроме дел судейских, это общество писцов и студентов-юристов почти с момента своего возникновения стало также заниматься и драматическими представлениями. Представления возникли частью из обычных в средние века маскарадов, устраиваемых студентами в некоторые праздничные дни, отчасти же из полукомических представлений мнимых судебных процессов (causes sol e nnelles, causes grasses).

Сначала давались пьесы, имевшие своим содержанием процессы и тяжбы, на что указывает самая замечательная из них, озаглавленная «Адвокат Пателен». Весьма скоро, однако, эти сценические произведения получили характер сатирико-комический или же аллегорическо-сатирический. В первом случае они называются фарсами (farces), a во втором шалостями (sottises), или моралями (moralitè s). Эти пьесы положили начало французской литературной комедии.

В течение всего XIV века представления корпорации давались лишь частным образом, только для своих сочленов. Но основание Братством страстей Господних (confr è rie de la passion) театра, побудило клерков Базош выступить публично, на что они получили королевскую привилегию. Так как, однако, цель их была едкая сатира и бичевание пороков, неминуемо задевавшая высокопоставленные лица, то вскоре свобода их представлений стала ограничиваться полицейскими распоряжениями парламента, из которых самое раннее, до нас дошедшее, относится к 1442 г.

В течение последующих лет ограничительные распоряжения все усиливались, хотя и обходились на практике, и наконец, в 1476 году представления корпорации были окончательно запрещены. После смерти Людовика XI они возобновились и продолжались с некоторыми перерывами до 1582 года.

Корпорация Базош была весьма многочисленной и, помимо центрального парижского союза, имела кружки во многих французских провинциальных городах (Авиньоне, Бордо, Марселе, Шартре).

Регламентом 1744 года привилегии корпорации были сильно ограничены, хотя главные их права, а равно и публичный церемониал майского празднества остались неприкосновенными.

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2011 Вячеслав Карп - Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.