БАЙРОЙТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

Байройтский фестиваль (Bayreuther Festspiele) - ежегодный летний музыкальный фестиваль (как правило, проводится с 25 июля по 28 августа)  в оперном театре «Фестшпильхаус» (Festspielhaus), на котором исполняются музыкальные драмы Рихарда Вагнера. Основан самим композитором. Проводится в баварском городе Байройте.

 

Первый фестиваль открылся 13 августа 1876 года, на нём состоялась премьера полного цикла «Кольцо Нибелунга» Вагнера. На премьере присутствовали выдающиеся деятели искусств и музыканты, среди них Ф. Лист, П. И. Чайковский, Н. Рубинштейн, Э. Григ, А. Брукнер, К. Сен-Санс. Среди гостей фестиваля также были Л. Толстой и Ф. Ницше. В целом фестиваль прошел успешно, но некоторые технические сбои, так расстроили Вагнера, что он отказался выйти на поклон после представления.

Из-за финансового дефицита следующий фестиваль был проведён только в 1882 году, тогда на нём состоялась премьера «Парсифаля». В дальнейшем фестивали стали проводиться ежегодно и длились по три-четыре недели. Они были прерваны лишь в годы Первой мировой войны и после разгрома нацистской Германии во Второй мировой войне (возобновлены в 1924 и 1951 годах). С 1951 года фестиваль стал ежегодным.

После смерти Вагнера фестивалем руководил композитор Ференц Лист. Затем руководство перешло к жене Вагнера Козиме (во время её руководства в 1904 году в балетной сцене «Тангейзера» принимала участие знаменитая танцовщица Айседора Дункан).

С 1908 года предприятие возглавил их сын Зигфрид, ещё до этого участвовавший в фестивале в качестве дирижёра и режиссёра. Во время своего руководства он использовал новую сценическую технику и освещение, новаторские для того времени.

После его смерти и до конца Второй мировой войны всем заведовала его жена Винифред.

До 1930 года постановки спектаклей осуществлялись только руководителями фестиваля, членами семьи Вагнера. В 1931 году впервые для художественного руководства и постановок опер был привлечен известный музыкальный деятель, дирижер и режиссер Титьен, проработавший здесь до 1944 года. В 1934 году в его постановке «Парсифаля» участвовал выдающийся сценограф Роллер, несколько спектаклей оформил известный художник Эмиль Преториус.

В августе 1931 года была впервые осуществлена трансляция фестивальных мероприятий в прямом радиоэфире. Оперу «Тристан и Изольда» ретранслировали более двухсот европейских и американских радиостанций.

Адольф Гитлер — страстный поклонник творчества Вагнера, превратил Байройтский фестиваль в нацистское пропагандистское мероприятие, на которое съезжались многие высокопоставленные руководители Третьего рейха. Даже продажу билетов осуществляла нацистская организация «Сила через радость». Фестиваль продолжался и во время Второй мировой войны, вплоть до лета 1944 года. Гитлер в последний раз посетил Байройт в 1940 году.

В 1951 году открылся первый послевоенный фестиваль, и с тех пор мероприятие проводилось ежегодно (в отличие от довоенной практики). Руководителями фестиваля стали сыновья Зигфрида Вагнера Виланд и Вольфганг. Особенно прославился своими постановками Виланд. Для его новаторского, тяготевшего к минимализму стиля был характерен перенос акцента на внутренние переживания героев, что требовало участия в постановках первоклассных певцов-актёров. В это время здесь выступали ведущие вагнеровские певцы: Биргит Нильсон, Астрид Варнай, Марта Мёдль, Криста Людвиг, Вольфганг Виндгассен, Ханс Хоттер, Джордж Лондон, Густав Найдлингер, Йозеф Грайндль, Готлоб Фрик и другие. После смерти Виланда Вагнера (1966 г.) фестиваль единолично возглавил его брат Вольфганг.

Важной вехой в реформе режиссуры и сценографии фестиваля стал 1951 год, когда Виландом Вагнером осуществлена новая новаторская постановка «Парсифаля». Среди лучших постановок Виланда также «Лоэнгрин» (1958 г.), «Тристан и Изольда» (1962 г.). В 1969 для постановки «Летучего голландца» были приглашены известный режиссер Эвердинг и сценограф Свобода. В дальнейшем ведущие театральные и оперные режиссеры стали регулярно привлекаться к участию в фестивале

С 1973 года руководство перешло к Байройтскому фонду имени Вагнера, а Вольфганг Вагнер стал его главой.

В 1976 году к столетнему юбилею знаменитый режиссер театра и кино Патрис Шеро поставил на сцене Байройта свою версию цикла «Кольцо Нибелунга» (дирижер Булез). С появлением этой, ставшей во многом скандальной, постановки, проникновение на форум идей постмодернизма стало свершившимся фактом. Из лучших спектаклей этого периода можно отметить «Летучего голландца» (1978 г., режиссер Г. Купфер). В 1983 году новую постановку ««Кольца Нибелунга»», во многом являющуюся антиподом постановке Шеро, осуществил П. Холл.

Многие заметные режиссеры приняли участие в фестивале: Жан-Пьер Понелле, сэр Питер Холл, Фридрих Гетц, Гарри Купфер и Хайнер Мюллер.

С 1 сентября 2008 года фестивалем руководят Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье. Дирижер Кристиан Тилеманн выступает в качестве главного консультанта новых директоров и фактически взял на себя роль музыкального директора фестиваля.

Последние годы охарактеризовались стремлением к современной постмодернистской режиссуре. Так, в 2004 году для постановки «Парсифаля» был приглашён скандальный режиссёр Кристоф Шлингензиф, чья трактовка вызвала крайне неоднозначную реакцию публики.

Дирижерами фестиваля в разные годы были:

Ханс Рихтер - 1876, 1888-1889, 1892, 1896-1897, 1899, 1901-1902, 1904, 1906, 1908, 1911-1912 гг.;

Герман Леви - 1882-84, 1886, 1889, 1891-1892, 1894 гг.;

Франц Фишер - 1882-1884, 1899 гг.;

Феликс Моттль - 1886, 1888, 1889, 1891, 1892, 1894, 1896-97, 1901-1902, 1906 гг.;

Рихард Штраус - 1894, 1933-34;

Зигфрид Вагнер - 1896-1897, 1899, 1901-1902, 1904, 1906, 1908-1909, 1911-1912, 1914, 1928 гг.;

Антон Зайдль - 1897;

Карл Мук - 1901-1902, 1904, 1906, 1908-1909, 1911-1912, 1914, 1924-1925, 1927-1928, 1930 гг.;

Михаэль Баллинг - 1904, 1906, 1908-1909, 1911-1912, 1914, 1924-1925 гг.;

Франц Байдлер - 1904, 1906 гг.;

Фриц Буш - 1924 г.;

Виллибальд Келер - 1924-1925 гг.;

Карл Эльмендорф - 1927-1928, 1930-1931, 1933-1934, 1938-1942 гг.;

Франц фон Хёсслин - 1927-1928, 1934, 1938-1940 гг.;

Артуро Тосканини — 1930-1931;

Вильгельм Фуртвенглер - 1931, 1936-1937, 1943-1944, 1951, 1954 гг.;

Хайнц Титьен - 1933-1934, 1936-1939, 1941, 1959 гг.;

Виктор де Сабата – 1939 г.;

Рихард Краус – 1942 г.;

Герман Абендрот — 1943-1944 гг.;

Ханс Кнаппертсбуш - 1951-1952, 1954-1964 гг.;

Герберт фон Караян — 1951-1952 гг.;

Йозеф Кайлберт- 1952-1956 гг.;

Пауль Хиндемит – 1953 г.;

Ойген Йохум - 1953-1954, 1971-1973 гг.;

Клеменс Краусс – 1953 г.;

Андре Клюитанс - 1955-1958, 1965 гг.;

Вольфганг Заваллиш - 1957-1962 гг.;

Эрих Ляйнсдорф - 1959, 1972 гг.;

Ловро фон Матачич – 1959 г.;

Рудольф Кемпе - 1960-1963, 1967 гг.;

Фердинанд Ляйтнер – 1960 г.;

Лорин Маазель - 1960, 1968-1969 гг.;

Йозеф Крипс – 1961 г.;

Карл Беем — 1962-1971, 1976 гг.;

Томас Шипперс – 1963 г.;

Роберт Хегер – 1964 г.;

Берислав Клобучар - 1964, 1967-1969 гг.;

Отмар Суитнер - 1964-1967 гг.;

Пьер Булез - 1966-1968, 1970, 1976-1980, 2004-2005 гг.;

Карл Меллес – 1966 г.;

Альберто Эреде – 1968 г.;

Хорст Штайн - 1969-1984, 1986 гг.;

Сильвио Варвизо - 1969-1974 гг.;

Ханс Валлат - 1970-1971 г.;

Генрих Холльрайзер - 1973-1975 г.;

Карлос Кляйбер - 1974-1976 гг.;

Ханс Цендер – 1975 г.;

Колин Дэвис - 1977-1978 гг.;

Деннис Рассел Дэйвис - 1978-1980 гг.;

Эдо де Ваарт – 1979 г.;

Даниэль Баренбойм - 1981-1983, 1986-1999 гг.;

Марк Элдер – 1981 г.;

Вольдемар Нельсон - 1981-1982, 1984-1985 гг.;

Петер Шнайдер - 1981-1982, 1984-1991, 1993-1994, 1998-1999, 2005-2006 гг.;

Джеймс Левайн - 1982-1985, 1988-1998 гг.;

Сэр Джордж Шолти – 1983 г.;

Джузеппе Синополи - 1985-1987, 1989-2000 гг.;

Михаэль Шёнвандт - 1987-1988 гг.;

Дональд Ранниклс - 1992-1993, 1995 гг.;

Антонио Паппано - 1999-2001 гг.;

Кристоф Эшенбах – 2000 г.;

Кристиан Тилеман - 2000-2006 гг.;

Адам Фишер - 2001-2004, 2006 гг.;

Сэр Эндрю Дэвис - 2002-2003 гг.;

Марк Альбрехт - 2003-2006 гг.;

Эиджи Оуэ – 2005 г.

В фестивале участвовали многие известные певцы, в том числе тенора Мельхиор, Лоренц, Виндгассен, Сванхольм, Томас, Кинг, Колло, Ерузалем; сопрано и меццо Лейдер, Флагстад, Траубель, Грюммер, Мёдль, Варни, Б. Нильсон, Ризанек, Людвиг, Беренс, Дернеш, Майер; басы и баритоны Л. Вебер, Грейндль, Адам, Хоттер, Лондон, Моррис.

В репертуаре фестиваля десять опер Вагнера, начиная с «Летучего голландца» (ранние произведения «Феи», «Запрет любви» и «Риенци» не исполняются). Изредка звучит Девятая симфония Бетховена (всего шесть раз за всю фестивальную историю), иногда проходят концерты.

Фестиваль транслируется по телевидению. Также осуществляется прямая трансляция мероприятий фестиваля в сети Интернет.

В 2008 году впервые перед театром был установлен большой экран, на который осуществлялась прямая трансляция из зрительного зала («Мейстерзингеры») В 2009 году «Тристана и Изольду» транслируемых на большой экран перед театром смотрели более тридцати тысяч  человек.

 

С 2009 года на фестивале осуществляется специальная программа для детей в возрасте от шести до десяти лет. Как правило, им показывают до десяти спектаклей сокращенных по времени и адаптированных под детское восприятие.

Байройтский фестиваль занимает важное место в мировом оперном процессе. Являясь в разные годы, как оплотом консерватизма, так и проводником новых идей, фестиваль всегда оставался престижным форумом, участвовать в котором было почетно для любого музыканта. Популярность фестиваля столь высока, что билеты на него распроданы на несколько лет вперед. Стоимость билетов в 2010 году колебалась от 15 до 280 €, в зависимости от мест.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2011 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

 

 

 

 

 

 

 

Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.