БАЛАГАНЧИК

«Балаганчик» - кабаре в Петрограде (1921-1924 гг.).

Работало в помещении бывшего «Павильона де Пари» по адресу улица Садовая, 12.

Создано коллективом театра «Вольная комедия», лишенного с введением нэпа государственной дотации.

Программа начиналась после окончания спектакля театра «Вольная комедия» и шла до двух часов ночи в смежном зале на сто двадцать мест, оформленном как ресторан, с большим камином и художественно расписанными стенами. (Позднее, когда «Балаганчик» приобрел известность, его программы иногда шли в театральном зале «Вольной комедии».)

Художественный руководитель Н. Петров, он же актер, режиссер и конферансье Коля Петер, вместе с С. Тимошенко — автором многих пьес и миниатюр, встречали гостей и вели программу. В сезоне 1923-1924 годов к ним присоединился Фёдор Курихин.

 Музыкальной частью заведовал 3. Майман  - пианист, аккомпаниатор, композитор. Художник - Н. Акимов, литературную часть возглавил сатириконовец В. Азов.

В составе труппы: 3. Рикоми, С.  Мартинсон, Е. (Рина) Земная, О. Казико, Д. Слепян, Р. Рубинштейн, танцовщицы Л. Спокойская, 3. Тарховская. Актрисой и автором стихотворных пародий, миниатюр была Л. Давидович.

Репертуар менялся еженедельно, в нем обильно представлены пародии: на классический балет, любительский оперный спектакль, детективный кинофильм… Успехом пользовались частушки и песенки Н. Эрдмана в исполнении Рины Зеленой. «Инсценированные» песенки «Шумит ночной Марсель» Ю. Милютина, «Домик в Батавии» М. Блантера были своеобразными пародиями на «гиньоль». Шли небольшие сценки, скетчи, двухминутные миниатюры («Аховая пьеса», в которой три раза в разных ситуациях произносится только «Ах!»); киноспектакль в восемнадцати картинах и трех интермедиях «Бунт времени» (автор - будущий кинорежиссер Тимошенко) увлекал мгновенной сменой впечатлений, неожиданными трюками и трансформациями — «конгломерат стилей, действие во всех временах и вне всякого времени» (А. Д’Актилъ).

В уютной непринужденной обстановке конферансье общались со зрителями, иногда используя прием «подсадки». Втягивали их в веселую игру с мягкими мячами, разучивали песню («Всеобуч пения»).

Опираясь на традиции «Летучей мыши», «Бродячей собаки», «Кривого зеркала», «Балаганчик» благодаря сложившемуся коллективу и талантливому руководству имел собственное художественное лицо среди множества кабаре и театров миниатюр, работавших в годы нэпа.

В «Балаганчике» выросли авторы, режиссеры и актеры, впоследствии ставшие широко известными на эстраде, в театре, кино.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.