БАЛЛЕТО

Баллетто (итальянское — balletto, от ballare — «танцевать», от позднелатинского ballo – танцую; множественное число — bal­letti) — итальянский танец XVI—XVII веков; танцевальная пьеса, часть старинной инструментальной партиты типа аллеманды (двудольный размер, подвижный темп) со средней частью типа гальярды или куранты (трехдольной).

Термин впервые был использован итальянским композитором Джованни Гастольди в 1591 году.

Первые вокальные баллето — пятиголосные («Balletti a cinque voci» Гастольди, 1591 г.) — пред­назначались, по-видимому, для костюмированного тан­цевального представления. Они написаны в основном на строфические тексты, часто с рефреном fa-la-la, и выполнены в гомофонном складе.

В жанре вокального баллето работали также Банкьери и Векки. По образцу пьес Гастольди создавались баллето немецких (Г. Л. Хаслер, И. Штаден) и английских (Морли, Уилкс) композиторов.

Инструмен­тальные баллето — двухчастные пьесы типа аллеманды — появлялись в шестидесятых-девяностых годах XVI века для лютни и между 1616 и 1700 годами для камерных ансамблей.

Тот же термин прилагается к чисто инструментальным разделам в оркестровых сюитах и клавирных циклах у авторов XVII и XVIII веков (например, BallettiДжироламо Фрескобальди) – как бы в напоминание о вокальном происхождении жанра.

Баллето произведения скорее аккордового, нежели полифонического склада. Особенность жанра – введение в текст дополнительных «бессмысленных» слогов, типа «фа-ля-ля» — отсюда еще одно наименование жанра – «фа-ля», впервые отмеченное английским композитором и теоретикомТомасом Морли (1597 г.). Подобное употребление слогов, приобретшее широкое распространение в Англии, превращало некоторые разделы баллетто в чисто ритмические пассажи, напоминающие об инструментальных танцах.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2011 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.