БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ

Бальный танец (английское — ballroom dances; немецкое — Gesellschaftstanze; французское — danses du salon; итальянское — ballo; испанское — baile) — современное обозначение танцев, которые служат для массового развлечения и исполняются парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах).

Фердинанд ван Режичек. Голубой вальс.

Бальный танец часто называют также бытовым танцем.

Процесс разделения фольклорного танца на крестьянский, бытовой (городской и придворный) и сценический (ритуальный храмовый, танец феодальной знати, народных потешников) шёл одновременно с развитием общества и его социальным расслоением. Народные истоки бального танца обеспечили его жизнеспособность и широкое распространение. Они способствовали становлению и творчески оплодотворяли процесс развития демократических жанров и форм бытового танца у различных народов.

Питер Брейгель младший. Танец с яйцом.

Первые  светские или бальные танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса — расцвета рыцарской культуры. До наших дней сохранились лишь названия этих танцев.

Большую роль в развитии бальной хореографии того времени сыграл танец бранль, который возник во Франции. Танцы с покачиваниями и притопами назывались простыми бранлями; танцы с подскоками и прыжками — весёлыми; танцы, изображающие трудовые процессы, подражательные — бранли бочаров, башмачников, конюхов.

Знатные вельможи водили своеобразные хороводы, где требовались важная поступь, величественная осанка, умение исполнять приветствия, поклоны и реверансы.

Огромной популярностью пользовалась павана, которую исполняли с канделябрами или факелами в руках. Этим танцем открывались балы, павана становилась центром свадебной церемонии.

Уже в XIV веке знаменитый французский теоретик Туано Арбо в книге «Орхезография» описал разные виды танцев.

Бальные танцы XIV века не отличались богатым разнообразием движений и исполнялись в сопровождении небольшого оркестра: четыре кларнета, тромбон, две-три виолы. На смену им пришли более быстрые танцы, включающие в себя лёгкие прыжки, повороты и изящные позы. В моду вошли менуэт, ригодан, романеска.

Бальный танец, в том значении, которое мы ему придаем сегодня, возник в XV веке в Италии, затем распространился во Франции, которая в XVI-XVII веках стала его законодательницей.

Джованни Антонио Фазоло. Приглашение к танцу 1570 г.

Первоначально бальный танец не имел чётко установленной формы. Преобладали так называемые низкие танцы (бас-дансы) с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглёров и труверов на балы проникали народные танцы, соответственно приспособленные к чопорности и этикету двора. Обычно танцы объединялись: например, эстампа или бас-данс — с сальтареллой, павана — с гальярдой, курантой или канари. Большой популярностью в Италии и, особенно во Франции пользовались вышеупомянутый бранль, а также вольта (XIV-XVI вв.).

В XVII веке бальный танец получил распространение во всей Европе. В каждой из стран он приобретал различные оттенки, национальную стилистику, обогащался и видоизменялся. Популярными бальными танцами стали бурре, гавот, аллеманда, чакона, жига, сарабанда. Господствующее положение занял менуэт.

Движения придворного менуэта не отличались сложностью: плавный скользящий шаг, глубокие реверансы, поклоны. Трудно давалась манера исполнения менуэта: все переходы должны совершаться мягко, округло, без рывков, плавно вытекая один из другого. Некоторые из фигур менуэта вошли в основу классического балета. Вот почему менуэт до сих пор изучается во всех хореографических академиях.

Усложнялась танцевальная лексика и композиция, что привело к необходимости длительного обучения танцу. Бальным танцам учились у специальных учителей или в школах танца. Танцмейстеры и педагоги XVII века выпускают самоучители по танцам. В них включают наиболее популярные в это время массовые танцы.

Пьетро Лонги. Урок танцев (Учитель танцев) 1741 г.

В 1661 году по указу Людовика XIV в Париже была основана Королевская академия танца, которая регламентировала стиль и манеру исполнения бального танца (парадность, запрещение импровизации, соблюдение определённого порядка в зависимости от ранга танцующих). В «Академии танца» проверялись знания танцмейстеров, выдавались дипломы, устраивались балы и вечера, а главное, совершенствовались народные танцы.

Неизвестный художник. Менуэт при дворе Людовика XIV (церемониальный танец XVI-XVII веков).

В XVIII веке распространились новые, более свободные танцы: паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экоссез, лендлер. Если в XVII веке балы устраивались только в аристократическом обществе, то с начала XVIII века всё большее значение приобретали публичные платные балы. Первый такой бал состоялся в Париже в 1715 году, а в 1797 году их было устроено уже шестьсот восемьдесят четыре.

В 1768 году в Париже открылось первое специальное помещение для балов, названное английским словом воксал (Vauxhall), обозначавшим место общественных увеселений.

Уинслоу Хомер. Парижский танцевальный бал в казино 1867 г.

После Великой французской революции бальный танец стал утрачивать аристократически-величественный характер. Социально-общественные изменения, внесённые Великой французской революцией, способствовали развитию многих массовых танцев.

Бальные танцы XIX века, ритмически живые и естественные: тамкет, матредур, различные французские кадрили. Повсеместное распространение получили танцы лансье, лендлер, галоп, канкан и полька, мазурка, полонез.

Неизвестный художник. Полька

С середины XIX века самым популярным бальным танцем стал вальс (с его многочисленными вариантами), вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с творчеством венских композиторов — И. Ланнера, И. Штрауса-отца, И. Штрауса-сына.

Неизвестный художник французской школы. Вальс.

В конце XIX — начале XX веков значительное влияние на развитие бального танца стали оказывать страны Северной и Южной Америки. Появились танцы: вальс-бостон, тустеп, уанстеп, блюз, фокстрот, квик-степ, чарлстон. В XX веке распространились бостон, танго, а после Первой мировой войны — румба, самба.

Для современных бальных танцев характерна импровизация, танцующие свободно варьируют танцевальные па.

Со второй половины XX века интерес к импровизационным танцам значительно возрос. Большинство бальных танцев шестидесятых-семидесятых годов — танцы свободной композиции (липси, твист).

Бальные танцы делятся на парные и массовые. В отличие от парного (блюз, чардаш, шейк), массовые танцы исполняются группой танцующих, образующих круг или линию (летка-енка, сиртаки).

Камилла Клодель. Вальс 1892 г.

Для развития бального танца в России большое значение имели учреждённые по повелению Петра I ассамблеи (1718 г.), которые принято считать первыми русскими балами. С середины XVIII века бальный танец входил как обязательный предмет в программы многих русских учебных заведений.

Расцвет балета оказал большое влияние на бытовой танец в России, особенно в конце XIX — начале XX века. В свою очередь, бытовой танец всегда обогащал балетный театр. Многие бальные танцы, созданные в эти годы артистами русского балета, несли в себе элементы и стилистические особенности классического и народно-сценического танца. Именно в эти годы были созданы такие танцы, как падеграс (Е. Иванов), па-де-труа (А. Бычков), падепатинер (Н. Яковлев и Н. Гавликовский), падеспань (А. Царман).

Бальные танцы XX века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX-XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Громадное большинство современных бальных танцев имеют африканские «корни», хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.

В двадцатые годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы - вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец разделился на два направления - спортивный и social dance. В тридцатые-пятидесятые годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).

Под «бальными танцами» в настоящее время подразумевают словосочетания «спортивные танцы» и «танцевальный спорт». Это отображено в названиях различных танцевальных организаций, например: «Московская федерация спортивного танца» или «Московская федерация танцевального спорта».

По спортивным танцам проводятся соревнования. Сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская и так называемая «десятка», куда входят все десять танцев. Любительские чемпионаты мира проводятся под эгидой IDSF, а профессиональные - под покровительством английских танцевальных организаций. Наиболее престижными в мире продолжают оставаться английские конкурсы, в частности, UK Open и Блэкпульский фестиваль (Blackpool Dance Festival). Еще одним направлением конкурсного танца являются соревнования смешанных пар Профессионал-Любитель (Pro-Am) данное направление особенно развито в США и Канаде.

В Соединенных Штатах Америки сохраняется своеобразный национальный вариант как некоторых бальных танцев, так и проведения соревнований по ним - «American Smooth», «American Rhythm».

Фабиан Перес. Последнее танго.

В европейскую программу (по-другому «Стандарт» или «Modern») входят пять танцев: медленный вальс (темп - 28-30 тактов в минуту), танго (темп - 31-33 тактов в минуту), венский вальс (темп - 58-60 тактов в минуту), медленный фокстрот (темп - 28-30 тактов в минуту) и квикстеп (быстрый фокстрот) (темп - 50-52 тактов в минуту). Все танцы Европейской программы исполняются с продвижением по линии танца (по кругу против часовой стрелки). Дамы должны быть одеты в соответствующие требованиям, бальные платья. Кавалеры должны быть одеты во фраки черного или темно-синего цвета и носить бабочку или галстук. Вместо фрака разрешено танцевать в смокинге или в жилетке. Современный танцевальный костюм отличается от повседневного в первую очередь покроем, одна из особенностей которого в том, что плечи костюма партнера должны оставаться ровными, когда руки поднимаются в стороны.

В Латиноамериканскую программу (Latin) входят танцы: самба (темп - 50-52 тактов в минуту), ча-ча-ча (темп - 30-32 тактов в минуту), румба (темп - 25-27 тактов в минуту), пасодобль (темп - 60-62 тактов в минуту) и джайв (темп - 42-44 тактов в минуту). Из Латиноамериканских танцев только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. В остальных танцах танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной площадке с возвратом к исходной точке или без. В настоящее время конкурсные платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие. Современный конкурсный костюм кавалеров также достаточно облегающий, подчеркивающий мужественные линии тела.

П.Крук. Латиноамериканский танец

Чтобы создать более или менее равноценную конкуренцию на танцевальной площадке, в спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам. Для выхода на первое соревнование им присваивается один из самых низших классов (Н), который они впоследствии могут сменить на более высокий, заняв на соревнованиях определенные места и заработав определенные очки. В низших классах разрешено танцевать не все танцы и не все элементы. Высший класс мастерства у любителей М класс.

Классификация танцоров по уровню подготовки (Правила ФТСР)

H класс (буква «Н» означает «начинающий» или «ноль-класс») или ШБТ-школа бального танца

Н-3 - стартовый класс, в котором исполняются медленный вальс, ча-ча-ча и полька. Набор элементов ограничен самыми основными движениями.

H-4 — следующий класс, в котором исполняются только 4 танца: медленный вальс, квикстеп, самба и ча-ча-ча.

В H-5 добавляется джайв, в H-6 — те же танцы, что и в E классе. Существует термин «Hobby-класс». Он применяется к начинающим взрослым спортсменам, которые желали бы танцевать большее количество танцев и с большим набором движений, чем дети-начинающие. Часто в этом случае организаторы соревнований вообще не вводят ограничений по костюмам и исполняемым элементам. Такой Hobby класс имеет полуофициальный статус.

E класс Следующий класс, который тоже может быть стартовым.

D класс

C класс

B класс

A класс

S класс

M класс

Классификация танцоров по возрастным группам.

Дети 0 — старшему в текущем году исполняется 6 лет и младше (по году рождения) p.s.: фактически такая категория существует, но встречается крайне редко.

Дети 1 - старшему в текущем году исполняется 7-9 лет (по году рождения).

Дети 2 - старшему в текущем году исполняется 10 - 11 лет (по году рождения).

Юниоры 1 - старшему в текущем году исполняется 12 - 13 лет (по году рождения).

Юниоры 2 - старшему в текущем году исполняется 14 - 15 лет (по году рождения).

Молодёжь - старшему в текущем году исполняется 16 - 18 лет (по году рождения).

Взрослые - старшему в текущем году исполняется 19 лет и старше (по году рождения).

Сеньоры - младшему в текущем году исполняется 35 лет и старше (по году рождения).

Есть еще грандсеньоры это те, кому 40 — 50 и более.

Второй партнер в паре может быть моложе низшей возрастной границы своей возрастной категории: в Дети 2, Юниоры 1, Юниоры 2, Молодёжь максимум на два года, в категории взрослые - максимум на пять лет.

Оба партнера в категории сеньоры должны быть не моложе 35 лет.

В категории сеньоры могут также выделяться категории сеньоры 1 и сеньоры 2, гранд-сеньоры и т. д.

Вилли Роджер. Воспоминание о школе танцев.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.