БАНКЬЕРИ, АДРИАНО

Адриано Банкьери (Adriano Banchieri, Adriano di Bologna Banchieri) — итальянский композитор, музыкальный теоретик, органист  и поэт позднего Возрождения и раннего Барокко. Один из основателей «Академии деи Флориди» в Болонье — одной из ведущих итальянских музыкальных академий XVII века. Монах-бенедиктинец.

Родился 3 сентября 1568 года в Болоньи (Папская область — Италия).

В 1587 году Адриано Банкьери вступил в орден бенедиктинцев, сменив имя Томмазо на Адриано, в 1590 году принял обеты. Одним из его учителей в монастыре был органист и композитор Джозеффо Гуами, оказавший большое влияние на стиль Банкьери.

C 1592 года Адриано Банкьери служил органистом в различных оливетанских монастырях в Италии (отсюда его прозвище Монах-оливетанец (Monaco Olivetano): в Лукке в 1592 году, в Сиене в 1593 году, с 1596 года в монастыре Сан Микеле в Боско около Болоньи, куда он перешёл в 1594 году. С 1600 по 1604 год — органист в церкви Санта Мария ин Регола в Имоле, служил в монастыре Сан Пьетро в Губбио, в церквах Венеции и Вероны. Известно, что в 1607 году он играл на новом органе в Монте Оливето Маджоре — в главном монастыре оливетанцев около Сиены. В 1609 году Банкьери возвратился в монастырь Сан Микеле в Боско. С 1613 года — профессор музыки. С 1618 года — аббат.

Собор  святого архангела Михаила в лесу (Chiesa di San Michele in Bosco).

В 1615 в монастыре Сан Микеле в Боско он основал музыкальное общество «Академия деи Флориди» (Accademia dei Floridi) с целью развития музыкальной деятельности, а также для теоретического и практического обучения музыкантов. Банкьери принимал участие в деятельности академии под псевдонимом Il dissonante. В 1620  году членом этой академии стал Клаудио Монтеверди.

 В 1622 году общество было переименовано в «Академия деи Филомузи» (Accademia dei Filomusi), в 1633 году превратилось в «Академия деи Филаскизи» (Accademia dei Filaschisi), а затем в Болонскую филармоническую академию.

 Адриано Банкьери считается одним из величайших музыкальных  теоретиков XVII столетия. Его труды бесценны для исследователей музыкальных стилей семнадцатого века. Он писал теоретические труды по вопросам музыкального исполнительства и церковного пения, гармонии, ритма и вокальной орнаментики. В своих теоретических трудах Банкьери описывает методы реализации цифрованного баса, вокального украшения мелодий и представляет элементы нотной записи, такие как лига, тактовые черты и акценты. Он также был одним из первых композиторов, начавших использовать динамические обозначения, такие как p (piano) и f (forte). Адриано Банкьери написаны теоретические труды: L’organo suonarino (1605, 1607 г.), Conclusioni del suono dell’organo (Об игре на органе. 1609 г.), Cartella, overo regole utilissime à quelli che desiderano imparare il canto figurato (1601 г.), Direttorio monastico di canto fermo (1615 г.).

Обложка сочинения Адриано Банкьери «Cartella», 1601 г.

Музыкальное творчество Банкьери почти равно разделено на духовную и светскую музыку. Его духовная музыка создана как в старом стиле, в соответствии с рекомендациями Тридентского собора, так и в новом, содержащем последние инновации в области музыки.

Банкьери пытался совместить традиционный принцип модальности с новым принципом тональности. Одним из первых он применил в своих произведениях генерал-бас. Его сочинение «Concerti ecclesiastici» (Церковные концерты, 1595 г.) - самое старое из дошедших до нас сочинений с генерал-басом. В этих концертах для двух хоров и органа Банкьери впервые приводит органную партию, выписанную отдельно, а не в виде цифрованного баса. К некоторым пьесам сборника «Звучащий орган» («L’organo suonarino») он дал регистровые указания. Органная миниатюра «Баталия» предвосхищает будущие программные сочинения этого жанра.

 Банкьери отстаивал точность интерпретации музыкальных сочинений и выступал за усиление роли композитора. Он был одним из первых, кто стал использовать палочку при дирижировании.

Начиная с 1605 года, Банкьери опубликовал серию сочинений для органа под названием «L’organo suonarino», которая была, по меньшей мере, шесть раз переиздана до 1638 года. Его композиторскому перу принадлежат: двенадцать полифонических месс, три книги восьмиголосных церковных концертов (1599 г.), двухголосные мотеты с бассо континуо, Canzoni alla francese a 4 voci per sonare (1596 г.).

Банкьери является одним из создателей стиля «Мадригальной комедии» (Madrigal Comedies). Во всяком случае – первым восприемником идей старшего своего современника Орацио Векки. Тот в своё время наделал много шуму сатирической мадригальной комедией «L’Amfiparnaso» — «Амфипарнас» («У подножия Парнаса», 1594 г.). Как и Орацио Векки, Банкьери хотел соединить мадригал с драматическим действием. Мадригальная комедия включает несколько контекстно связанных между собой самостоятельных мадригалов и рассчитана для развлечения на весь вечер.

В 1598 году Банкьери  пишет свою первую мадригальную комедию «Старческое сумасбродство» («La pazzia senile»).

В 1608 году он создаёт мадригальную комедию «Festino nella sera del Giovedi Grasso» («Представление на масленицу), сюжет которой выдержан в духе традиционной комедии дель арте. «Представление» открывает Герольд Комедии, после чего перед слушателями проходит великолепный карнавал масок. В их представлении композитор прибегает к самым разнообразным приёмам мадригального письма и пародии. Так, например, в «Состязании влюблённых» используется звукоподражание: ведь влюбленные состязаются в игре на лютне и цитре. Имитируя звуки этих инструментов, состязающиеся постепенно ускоряют темп. Необыкновенно обаятельно в вокальном изложении звучит Мореска – гротескный танец, исполнявшийся в костюмах животных с привязанными к лодыжкам колокольчиками. Кульминацией пародийного письма, безусловно, является пьеса под названием «Контрапункт животных разуму», где на фоне размеренного движения григорианского хорала (бас), снабженного бессмысленным латинским текстом, раздается мяуканье, гуканье совы, кукованье кукушки и собачий лай. Банкьери тщательно продумал, как организовать «Представление» в  сбалансированное целое. В его музыкальной программе контрастные и близкие по настроению эпизоды расположены точно «по месту»: грубоватая буффонада сменяется тонким юмором, изящная лирика – веселой игрой, жанровая сцена – острой портретной зарисовкой. Из-под масок время от времени возникают лица подлинных участников этого оживленного музыкального праздника – современников композитора.

Банкьери славился как знаток многих диалектов северной Италии, в своем произведении «Barca di Venetia per Padova» он использовал целую смесь диалектов. Его мадригалы остаются привлекательными на протяжении веков. Всего им написано их двенадцать мадригальных комедий в том числе: La pazzia senile (Старческое сумасбродство, 1598 г.), Il metamorfosi musicale (Музыкальные метаморфозы, 1601 г.), Il zabaione musicale (1604 г.), La barca di Venezia per Padova (1605 г.), Il virtuoso ridotto tra signori e dame (1607 г.), La prudenza giovenile (Благоразумие молодости, 1607 г.), Festina nella sera del giovedi grasso avanti cena (1608 г.), Tirsi, Fili a Clori (1614 г.), Trattenimenti da villa (1630 г.).

Почти все музыкальные произведения композитора были опубликованы при жизни автора.

Обладая литературным талантом, Банкьери сам писал тексты для своих мадригальных комедий. Комедии и новеллы он публиковал под псевдонимом Камилло Скалиджери далла Фратта (Camillo Scaliggeri dalla Fratta), а его популярное произведение «Благородство осла» (La nobiltà dell’asino) подписано Аттабалиппа даль Перу (Attabalippa dal Perù).

Банкьери интересовался диалектами итальянского языка и опубликовал несколько книг на эту тему. В своих либретто он использовал диалекты для характеристики персонажей.

В 1634 году Банкьери перешёл в монастырь Сан Бернардо в Болонье, где в том же году умер от апоплексического удара.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2011 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.