БАРАТОВ, ЛЕОНИД ВАСИЛЬЕВИЧ

 
Леонид Васильевич Баратов – советский режиссер. Народный артист РСФСР (1958 г.).

Леонид Васильевич Баратов родился 20 марта (1 апреля) 1895 года в Москве.

 Учился на юридическом факультете Московского университета.

В 1918-1919 годах Баратов актер студии Вахтангова, в 1919-1922 — Второй студии МХТ.

Первой работой Баратова в оперном жанре стал спектакль в Музыкальной студии Московского Художественного театра «Девушка из предместья» де Фальи  (1928 г., оригинальное название «Жизнь коротка»), поставленный им под руководством В. И. Немировича-Данченко. В 1923 году он самостоятельно поставил в этом коллективе комедию Аристофана «Лизистрата». И с этого года стал актером и режиссером студии, впоследствии Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко.

В 1924 году Баратов снялся у Юрия Желябужского в фильме «Папиросница от Моссельпрома» — ставшем классикой советского сатирического кинематографа.

В 1931-1936 годах — режиссер-постановщик Большого театра (Москва) и руководитель филиала театра.

В 1936-1938 годах — главный режиссер Свердловского академического театра оперы и балета имени А. В. Луначарского.

 В 1938-1943 годах  — главный режиссер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.

С 1943 года Баратов — режиссёр Большого театра, а с 1944 по 1949 год - главный режиссёр ГАБТ.

 С 1950 по 1959 год — главный режиссёр Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Сцена из спектакля в постановке Л. В. Баратова «Хованщина».

Им поставлены спектакли: «Турандот» Дж. Пуччини (Большой театр, 1931 г.), «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова (Большой театр, 1932 г.), «Евгений Онегин» П. Чайковского (Большой театр, 1933 г.), «Князь Игорь» А. П. Бородина  (Большой театр, 1934 г.), «Мазепа» П. Чайковского (Большой театр, 1934 г.), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (Большой театр, 1935 г.), «В бурю» Т. Хренникова (Театр оперы и балета им. Кирова, 1939 г.), «Жизнь за царя» М. Глинки (Театр оперы и балета им. Кирова, 1939), «Чародейка» П. Чайковского (Театр оперы и балета им. Кирова, 1941 г.),   «Емельян Пугачев» М. Коваля (Театр оперы и балета им. Кирова, 1943 г.), «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова (Театр оперы и балета им. Кирова, 1943 г.), «Пиковая дама» П. Чайковского (Большой театр, 1944 г.), «Иван Сусанин» М. Глинки (Большой театр, 1945 г.), «Борис Годунов» М. Мусоргского (Большой театр, 1949 г.), «Мазепа» (Большой театр,, 1950 г.), «Хованщина» М. Мусоргского (Большой театр, 1951 г.), «Семья Тараса» Д. Кабалевского (Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 1952 г.), «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (Большой театр, 1952 г.), «Никита Вершинин» Д. Кабалевского (Большой театр, 1955 г.),  «Война и мир» С. Прокофьева (там же, 1958 г.), «Чародейка» П. Чайковского (Большой театр, 1958 г.).

Сцена из спектакля в постановке Л. В. Баратова «Семья Тараса».

В качестве художника- постановщика оформил собственные спектакли: «Борис Годунов» (1949 г.), «Хованщина» (1949 г.), «Война и мир» (1958 г.).

В сороковые годы руководил Московской студией эстрадного искусства.

С 1926 года занимался педагогической деятельностью (в том числе в школе-студии МХАТ, во ВГИКе). С 1947 по 1964 год — профессор Государственного института театрального искусства имени А. В.Луначарского.

Лауреат пяти Сталинских премий: Сталинская премия первой степени (1943 г.) — за оперный спектакль «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля, Сталинская премия первой степени (1949 г.) — за оперный спектакль «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, Сталинская премия второй степени (1950 г.) — за оперный спектакль «Мазепа» П. И. Чайковского, Сталинская премия первой степени (1951 г.) — за оперный спектакль «Хованщина» М. П. Мусоргского, Сталинская премия второй степени (1952 г.) — за оперный спектакль «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (1951)

Народный артист РСФСР (1958 г.). Награжден тремя орденами и медалью.

Л. В. Баратов скончался 22 июля 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Лучшие режиссерские работы Баратова отмечены реалистической выразительностью. Стилю его постановок присуща сценическая монументальность, внимание к деталям и классическая ясность. Спектакли Баратова «Борис Годунов» и «Хованщина» вошли в историю оперного театра.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.