АХЕДЖАКОВА, ЛИЯ МЕДЖИДОВНА

Лия Меджидовна Ахеджакова — советская и российская актриса театра и кино.

Родилась 9 июля 1938 года в Днепропетровске в театральной семье.

Выросла в Майкопе. Ее отец Меджид Салехович был главным режиссёром, а мать  Юлия Александровна  актрисой Адыгейского драматического театра.

В 1956 году поступила в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года.

В 1961 году Лия Ахеджакова окончила Государственный институт театрального искусства им. А.В.Луначарского (адыгейскую студию — курс М. П. Чистякова).

Своим учителем она считает А. В. Эфроса, хотя формально на его курсе и не училась. Эфрос часто подвозил ее на машине и в это время проговаривал вслух коллизии будущих спектаклей. Ее восхищало, как остро, как сильно он любил актеров, зная недостатки каждого. Эфрос, в ее представлении, — тонкий психоаналитик: он умел подобрать «ключик» к каждому, с кем работал. Уроки Эфроса Ахеджакова считает бесценными для себя.

Одновременно с учебой, в 1961 году она начала работать в Московском ТЮЗе в амплуа травести. Была занята в спектаклях: «Будьте готовы, Ваше высочество!» по Л. А. Кассиля (1961 г., Тараска Бобунов), «Винни-Пух и его друзья» по А. Милну  (ослик Иа-Иа), «Я, бабушка, Илико и Илларион» по одноимённому роману Н. В. Думбадзе (Бабушка), «Мой брат играет на кларнете» А. Г. Алексина (Женька), «Пожар в пампасах, или Подвиг во льдах» В. Ю. Драгунскому (Дениска Кораблёв), «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен (Пеппи),

Лия Ахеджакова вспоминает: «Я думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня «узкопрофессионально»: травести и баста! Правда, у Павла Хомского я сыграла какую-то девочку, а у Гиги Лордкипанидзе — бабушку. Это в двадцать-то лет. Конечно, это были крохи, хотя были и прелестные вещи, которые актер должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа-Иа, в «Винни Пухе».

С 1977 года Ахеджакова в театре «Современник».  Исполнила роли в спектаклях: «Из записок Лопатина» К. М. Симонова (1977 г.,  Актриса), «Эшелон» М. М. Рощина (1977 г., старуха), «Обратная связь» А. И. Гельмана (1977 г.,  Секретарь Сакулина, Кучкина), «Вечно живые» В. С. Розова (1978 г., Аносова), «Мы не увидимся с тобой» К. М. Симонова (1979 г., мать Гурского), «Спешите делать добро» М. М. Рощина (1980 г., тётя Соня), «Квартира Коломбины» Л. С. Петрушевской (1985 г., Света, Галя, Ау, Коломбина), «Стена» А. М. Галина (1987 г., Мостовая), «Восточная трибуна» А. М. Галина (1987 г.,  Семенихина), «Мелкий бес», по Ф. К. Сологубу (1988 г.,  Варвара), «Крутой маршрут» Е. С. Гинзбург (1989 г., Зина Абрамова), «Трудные люди» Й. Бар-Йосефа (1992 г., Рахель), «Адский сад» Р. Майнарди (1993 г.,  Челеста), «Виндзорские насмешницы» Шекспира (1995 г., миссис Форд), «Мы едем, едем, едем…» Н. В. Коляды (1996 г.,  Зина), «Предупреждение малым кораблям» Т. Уильямса (1997 г.,  Леона), «Селестина» Н. В. Коляды по мотивам Ф. де Рохаса (2001 г., Селестина).

Лия Ахеджакова в спектакле «Селестина».

Николай Коляда о Лии Ахеджаковой: «Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру. Ахеджакова может по четыре часа к ряду прыгать, бегать, делать какие-то движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает. Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно».

Стремление полнее реализовать свою индивидуальность привело её в середине девяностых годов в частную антрепризу.

В 1996 году Резо Габриадзе в спектакле театра марионеток «Песня о Волге / Сталинградская битва»  поручил актрисе озвучивание роли Матери-Муравьихи: «И как это он угадал, что спектакль о войне следует играть марионеткам, поскольку лучше, чем они, никто не сыграет смерть?! Человеку не под силу такая мера правдоподобия смертельной правде … Но как заставить вас заплакать на прощальных финальных словах Муравьихи-мамы, потерявшей свое дитятко: Кто же тише нас по земле ходил?!.. Все посчитали… А нас, муравьев, нет… Вот Габриадзе это умеет». «В финале Муравей-мама голосом Лии Ахеджаковой оплакивает так и не увидавшее сахара дитя: «Столько железа на наши головы… И все по нас, все по нас…» Не заплакать невозможно».

С 1968 года Ахеджакова снимается в кино. Всенародная любовь пришла к актрисе после съёмок в фильмах Э. А. Рязанова, с которым она впервые встретилась в 1975 году на съемках «Иронии судьбы». За роль секретарши Верочки она, в числе других создателей «Служебного романа», была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. По свидетельству самого Эльдара Рязанова, роль Елены Малаевой в «Гараже» они вместе с Эмилем Брагинским писал специально «под» Ахеджакову.

«Служебный роман» (1977 г.).

Ахеджакова снималась в художественных фильмах и озвучила ряд мультфильмов, в том числе: «Возвращение» (1968 г., Петя, сын старшины), «Синяя птица» (1970 г, ), «Отважный Робин Гуд» (1970 г.), «Ищу человека» (1973 г., Алла Кузнецова), «Шапка-невидимка» (1973 г.),  «Таня» (1974 г., Дуся, домработница), «Ищу мою судьбу» (1974 г.), «Иван да Марья» (1974, Аграфена, царевна), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975 г., Таня), «Пошехонская старина» (1975 г., Полька), «У самого Чёрного моря» (1975 г., Виола), «По секрету всему свету» (1976 г., Елизавета Николаевна, учительница географии), «Двадцать дней без войны» (1976 г., Женщина с часами), «Журавль в небе» (1977 г.), «Служебный роман» (1977 г., Вера, секретарша), «Незнайка в Солнечном городе» (1977 г.), «Жихарка» (1977 г.), «Красавец-мужчина» (1978 г., Лупачева), «Когда я стану великаном» (1978 г., Джульетта Ашотовна), «Подарок чёрного колдуна» (1978 г., Пугалица), «Поговори на моём языке» (1979 г.), «Москва слезам не верит» (1979 г., Ольга Павловна, директор клуба), «Гараж» (1979 г., Малаева), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980 г., Лу-Лу), «Восьмое чудо света» (1981 г., Юлия Ермолина), «Куда исчез Фоменко?» (1981 г., Алина), «Отпуск за свой счёт» (1981 г., Ирина), «Алиса в Зазеркалье» (1982 г., шахматная белая королева, овца), «Кое-что из губернской жизни» (1983 г., Мерчуткина), «Талисман» (1983 г., Незнакомка), «Мама Ануш» (1983 г., Ануш), «Маленькое одолжение» (1984 г., Тома), «Медный ангел» (1984 г., Росита), «Осенний подарок фей» (1984 г., Фея Печали), «Игра хамелеона» (1986 г., Ирма), «Повод» (1986 г.), «Размах крыльев» (1986 г., Пассажирка 1 салона), «Другая жизнь» (1987 г.), «Крот» (1987 г.), «Грешник» (1988 г., Зина), «Свирепый Бамбр» (1988 г.),  «Бродячий автобус» (1989 г., Зина, администратор), «Софья Петровна» (1989 г., Кипарисова), «Допинг для ангелов» (1990 г., Нина), «Сукины дети» (1990 г., Нанайцева), «Мордашка» (1990 г., Зоя Николаевна), «По следам Бамбра» (1990 г.), «Небеса обетованные» (1991 г., Фима), «Ловушка для Бамбра» (1991 г.), «На чёрный день» (1991 г.), «Глаша и кикимора « (1991 г.), «Муравьиный ёжик» (1991 г.),  «Я хотела увидеть ангелов» (1992 г., Мать Жени), «Семь сорок» (1992 г.), «Бездна, круг седьмой» (1993 г.), «Трень-брень» (1994 г., Маша),  «Московские каникулы» (1995 г., Аферистка), «Бред вдвоём» (1996 г.), «Вино из одуванчиков» (1997 г.), «Старые клячи» (2000 г., Люба), «Пятый Ангел» (2003 г., Сара), «Узкий мост» (2004 г.), «Изображая жертву» (2006 г., «Японка»), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006 г., Гадалка), «Странное Рождество» (2006 г., Люся), «Потапов, к доске!» (2007 г., Таисия Ивановна), «Ветка сирени» (2007 г., Анна Сергеевна, жена Зверева), «Дюймовочка» (2007 г, Мышь), «Фото моей девушки» (2007 г., Мать Павла), «Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны» (2007 г., Мария Игнатьевна, целительница), «Четыре возраста любви» (2008 г., «Зима»), «Книга мастеров» (2009 г. Баба Яга), «Банкрот» (2009 г., Сваха), «Любовь-морковь 3» (2010 г.,  Елизавета Николаевна), «Дорогой мой человек» (2011 г.).

 

«Небеса обетованные» (1991 г.).

Всегда играет одинаково

Актриса Лия Ахеджакова.

Великолепно! В самом деле

Всегда играет на пределе.

Валентин Гафт.

Лия Меджидовна Ахеджакова — Заслуженная артистка РСФСР (1970 г.), Народная артистка России (1994 г.), обладатель призов VIII Международного смотра фильмов в Красном кресте и Красном Полумесяце в Варне (1973 г., за лучшее исполнение женской роли в фильме «Ищу человека») и международного кинофестиваля в Локарно; обладатель Государственной премии СССР (1973 г.), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979 г., за исполнение роли секретарши Верочки в фильме «Служебный роман»), премии VIII ВКФ спортивных фильмов во Фрунзе, премии «Ника» (1991 г.,  «Лучшая женская роль второго плана» в фильме «Небеса обетованные»), премии «Ника» (2007 г., «Лучшая женская роль второго плана» в фильме «Изображая жертву»); «Лучшая актриса 1991 года» по опросу журнала «Советский экран». Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006 г.).

Лия Ахеджакова в спектакле «Чокнутые королевы».

Михаил Жигалов: «В ней удивительным образом сочетаются открытость, незащищенность, ранимость с мощным волевым зарядом и огромной работоспособностью. И это редкое сочетание делает ее актрисой невероятного масштаба. Причем, степень ее незащищенности такова, что «выбить» ее может любая мелочь, а обидеть — любое неточно сказанное слово. А уж о хамстве я просто не говорю. И в то же время это стойкий, закаленный боец, натерпевшийся в жизни ото всех и вся, готовый терпеть и дальше».

«Двадцать дней без войны» (1976 г.).

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.