АЛЬМОДОВАР, ПЕДРО

Педро Альмодовар Кабальеро (Pedro Almodóvar Caballero) — испанский кинорежиссёр, кинопродюсер, сценарист, писатель и певец.

Альмодовар, похоже, скрывает точную дату своего рождения: по одним данным он родился 25 сентября 1949 года в городе Кальсада-де-Калатрава (провинция Сьюдад Реаль, Кастилия — Ла-Манча) в то время как официальный сайт Альмодовара выдает весьма хитрую формулировку «в 1950-х»).

В семье было четверо детей (два мальчика, две девочки). Отец будущего режиссера — Антонио Альмодовар, едва мог читать и писать и большую часть своей жизни занимался тем, что перевозил на муле бочки с вином. Мать Альмодовара — Франциска Кабальеро.

Удивительно, что я снимаю кино. Я родился не в том месте, не в той семье и не в тот момент, чтобы делать фильмы. Это как если бы я мечтал стать тореадором, родившись в Японии.

Когда Педро было восемь лет, родители послали его учиться в религиозную школу-интернат в городе Касерес в Эстремадуре, в надежде, что он сможет когда-нибудь стать священником. Спустя некоторое время семья также переезжает в Касерес, где его отец открыл бензоколонку, а мать — винный погребок, в котором продавала вино собственного изготовления. Педро покидает интернат и посещает сначала салезианскую, а затем францисканскую школы.

В шестнадцать лет, один, без семьи и денег, он приехал в Мадрид, чтобы поступить в Государственную школу кинематографии, однако не смог этого сделать, поскольку генерал Франко закрыл ее. Сменив множество мест работы, Альмодовар закрепился в компании «Телефоника», где проработал двенадцать лет.

С первой зарплаты, полученной в компании «Телефоника» он купил свою первую камеру — Super-8 и пробует снимать короткометражные фильмы.

В это же время Альмодовар стал членом театральной группы «Los Goliardos». Играл маленькие роли в профессиональном театре, где познакомился с Кармен Маурой. Вместе с Мак-Намарой организует музыкальную группу в стиле пародийного панк-глэм-рока. Пишет рассказы, которые публикует в коллективных сборниках («Сон разума»).  Сотрудничает с рядом газет и журналов (El País , 16 Diario и La Luna).

В 1980 году он снял свой первый полнометражный фильм «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки». Началом этому проекту послужила фотоновелла Альмодовара «Частые эрекции» («Erecciones generales»), созданная им по заказу журнала «El Víbora». Фильм снимался больше года, только по выходным. Деньги, в сумме полмиллиона песет, нашли Феликс Ротатета (ещё один участник группы «Los Goliardos») и Кармен Маура, оборудование одалживалось. Тем не менее, нехватка средств обернулась свободой действий.

Пепи, Люси, Бом и остальные девушки.

Жизнь, семья, любовные отношения резко изменились. Только на первый взгляд всё то, что происходит у меня в фильмах выглядит преувеличением. Да и вообще, ничто не ново под луной. В мексиканских, аргентинских мелодрамах, на которых я рос, было столько невероятного, что вы и представить не можете.

Мировое признание Альмодовар получил после фильма «За что мне это?». Вот так отзывалась об этой картине газета «Нью-Йорк Таймс»: «Замечательная чёрная комедия. Просто маленький шедевр».

В 1985 году вместе со своим братом, Агустином Альмодоваром, он создал продюсерскую компанию «El Deseo», которая начала свою деятельность с выпуска в 1986 году фильма Педро Альмодовара «Закон желания». Позже «El Deseo» выпустила проекты таких режиссёров, как Алекс де ла Иглесия, Гильермо дель Торо, Даниэль Кальпарсоро, Моника Лагуна, Изабель Койшет.

Для меня два точных характера и несколько строк хорошего диалога так же действенны, как самые дорогие спецэффекты.

Успех принесла Альмодовару и картина «Женщины на грани нервного срыва». Она получила около пятидесяти национальных премий и номинировалась на «Оскар».

Женщины на грани нервного срыва.

В 1999 году Альмодовар снял фильм «Всё о моей матери», который получил десятки национальных премий и премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.

Казалось, что превзойти этот успех невозможно, однако следующая картина режиссёра, «Поговори с ней» (снятая в 2002 году), приносит ему сотни наград по всему миру, в том числе и «Оскара» за лучший сценарий.

Триумфу Альмодовара сопутствует обострение отношений с киноакадемией Испании, которая не выдвинула «Поговори с ней» на соискание Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм». В 2005 году, когда следующий фильм Альмодовара, «Дурное воспитание», не получил ни одной премии «Гойя», он вместе с братом объявляет о выходе из состава академии, объяснив это несогласием с системой голосования, не позволяющей победить в номинации при небольшом количестве голосов «за».

В 2011 году, в рамках конкурсной программы Шестьдесят четвертого Каннского кинофестиваля состоялась премьера фильма «Кожа, в которой я живу», режиссёром которого является Альмодовар. Он снят по роману французского писателя Тьерри Жонке «Тарантул» (Mygale).

Кожа, в которой я живу.

Альмодовар продюсер фильмов: Лабиринт страстей (Laberinto de pasiones, 1982), Накладные ресницы (Pestañas postizas, 1982), Женщины на грани нервного срыва (Mujeres al borde de un ataque de nervios, 1988), Операция «Мутанты» (Acción mutante, 1992), Мое имя — тень (Mi nombre es sombra, 1996), Shampoo Horns (1998), Хребет дьявола (El espinazo del diablo, 2001), Моя жизнь без меня (My Life Without Me, 2003), Дурное воспитание (La mala educación, 2004), Святая девушка (La niña santa, 2004), Тайная жизнь слов (2005), Женщина без головы (La mujer sin cabeza, 2008), Последнее лето в Бойте (El último verano de la Boyita,2009).

Я делаю интимные фильмы о безумствах, на которые мы вдруг оказываемся способны в самой обычной обстановке — на кухне, в ванной, в лифте, на пляже.

Педро Альмодовар режиссер фильмов: Film político (1974) , Две шлюхи или история о любви, которая заканчивается свадьбой (1974), El sueño, o la estrella (1975), Homenaje (1975), La caída de Sódoma (1975), Blancor (1975), Tráiler de «Who’s Afraid of Virginia Woolf?» (1976), Sea caritativo (1976), Смерть на автостраде (Muerte en la carretera, 1976), Sexo va, sexo viene (1977), Саломея (Salomé, 1978), Трахни меня, трахни меня, трахни меня, Тим! (Folle… folle… fólleme Tim, 1978), Пепи, Люси, Бом и остальные девушки (Pepi, Luci, Bom y otras chicas del montón, 1980), Лабиринт страстей (Laberinto de pasiones, 1982), Нескромное обаяние порока (Entre tinieblas, 1984), За что мне это? (Qué he hecho yo para merecer esto!!,1984), Трейлер для запретных любовников (Tráiler para amantes de lo prohibido, ТВ, 1985), Матадор (Matador, 1986), Закон желания (La ley del deseo, 1986), Женщины на грани нервного срыва (Mujeres al borde de un ataque de nervios, 1988), Свяжи меня (Átame!, 1990), Высокие каблуки (Tacones lejanos, 1991), Кика (Kika, 1993), Цветок моей тайны (La flor de mi secreto, 1995), Живая плоть (Carne trémula, 1997), Всё о моей матери (Todo sobre mi madre, 1999), Поговори с ней (Hable con ella, 2002), Дурное воспитание (La mala educación, 2004), Возвращение (Volver, 2006),  Советница-каннибал (La concejala antropófaga, 2009), Разомкнутые объятия (Los abrazos, 2009),  Кожа, в которой я живу (La piel que habito, 2011), Мина (Mina, 2012).

Любовь пробуждает во мне худшие стороны. Полюбив, я теряю чувство юмора.

В своих фильмах Альмодовар культивирует натурализм, направленный на уничтожение обычной для испанского кинематографа буржуазности. Часто в его фильмах отраженна жизнь маргиналов, они наполнены скандальными и провокативными элементами. В них есть и коррумпированные полицейские, и наркоманы, и не по возрасту развитые дети, и философствующие деревенщины. Частые герои его фильмов — гомосексуалисты и трансвеститы. И хотя режиссёр не скрывает, что сам является геем, он, по собственному признанию, обижается, когда на его фильмы навешивают ярлык «гейского кино». По его словам гомосексуальная чувственность его картин не делает их «гейскими», в своих фильмах он описывает универсальные чувства, которые могут испытывать люди любой сексуальной ориентации.

Несмотря на то (а может быть, благодаря тому), что он сам является ярким представителем гомосексуальной субкультуры, главными персонажами своих фильмов режиссер сделал женщин. Их страдания он разделяет, их хитростями восхищается, а окружающие их предметы косметики или одежды возводит в ранг фетишей. Навязчивое сравнение Альмодовара с Ингмаром Бергманом, бытующее среди тех, кто пишет о кино, во многом имеет корни в этой завороженности обоих режиссеров женским миром, особенностью и недоступной глубиной «женского». Однако у Альмодовара эта завороженность имеет совсем другие эстетические характеристики. Он не пытается чрезмерно психологизировать свои истории. Его женщины существуют как бы «на поверхности мира», их сущность видна в эффектном жесте, в хлестком слове, в веселой лжи, выручающей героинь во всех трудных ситуациях. Загадка «женского» таится для Альмодовара в восхитительной неуловимости, непостоянстве этой «поверхности» бытового поведения, которая в итоге тоже оборачивается своеобразной глубиной.

Лабиринт страстей.

Слава ни за чем не нужна. Однажды поняв это, избавляешься от чванства.

Альмодовар выступил в качестве автора (соавтора) сценариев к кинофильмам: Film político (1974), Две шлюхи или история о любви, которая заканчивается свадьбой (Dos putas, o historia de amor que termina en boda, 1974), El sueño, o la estrella (1975), Homenaje (1975), La caída de Sódoma (1975), Blancor (1975), Tráiler de «Who’s Afraid of Virginia Woolf?» (1976), Sea caritativo (1976), Смерть на автостраде (Muerte en la carretera, 1976), Sexo va, sexo viene (1977), Саломея (Salomé, 1978), Трахни меня, трахни меня, трахни меня, Тим! (Folle… folle… fólleme Tim!, 1978), Пепи, Люси, Бом и остальные девушки (Pepi, Luci, Bom y otras chicas del montón, 1980), Лабиринт страстей (Laberinto de pasiones, 1982), Нескромное обаяние порока (Entre tinieblas,1984), За что мне это? (Qué he hecho yo para merecer esto!!, 1984), Трейлер для запретных любовников (Tráiler para amantes de lo prohibido, ТВ, 1985),  Матадор (Matador, 1986), Закон желания (La ley del deseo, 1986), Женщины на грани нервного срыва (Mujeres al borde de un ataque de nervios, 1988), Свяжи меня (Átame!, 1990), Высокие каблуки (Tacones lejanos,1991), Кика (Kika,1993), Цветок моей тайны (La flor de mi secreto, 1995), Живая плоть (Carne trémula, 1997), Всё о моей матери (Todo sobre mi madre, 1999),  Поговори с ней (Hable con ella, 2002), Дурное воспитание (La mala educación, 2004), Возвращение (Volver, 2006), Советница-каннибал (La concejala antropófaga, 2009), Разомкнутые объятия (Los abrazos rotos, 2009), Кожа, в которой я живу (La piel que habito, 2011), Мина (Mina, 2012).

В качестве актера Альмодавар снялся в фильмах: Tiempos de constitución (1979), Нескромное обаяние порока (1984), За что мне это? (1984), Madrid: la sombra de un sueño (ТВ, 2007).

Композитор и художник фильма Лабиринт страстей (Laberinto de pasiones, 1982).

Между десятью и двенадцатью, когда я учился в католической школе, со мной творились ужасные вещи. Вы понимаете, о чем я… Это исходило от священников. То же самое между учениками случается с твоего согласия. А тут был позор. Секс нужно открывать естественно, а не внезапно и насильственно. Три года после этого я боялся оставаться один.

Педро Альмодовар получил огромное количество различных кинопремий, в том числе: «Премия «Феликс» за «Лучший фильм» («Женщины на грани нервного срыва») – 1988 г., Премия «Гойя» Лучший фильм («Женщины на грани нервного срыва») – 1988 г., Премия «Гойя» Лучший оригинальный сценарий («Женщины на грани нервного срыва») – 1988 г., Премия  «Оскар» за «Лучший иностранный фильм» («Всё о моей матери») — 1999 г., Премия Каннского кинофестиваля как «Лучший режиссёр» («Всё о моей матери») – 1999 г., «Золотой глобус» за «Лучший иностранный фильм» («Всё о моей матери») – 1999 г., Премия «Гойя»  Лучший фильм («Всё о моей матери») – 1999 г., Премия «Гойя» Лучший режиссёр («Всё о моей матери») – 1999 г., Премия  «Оскар» за «Лучший сценарий» («Поговори с ней») — 2003 г., «Золотой глобус» за «Лучший иностранный фильм» («Поговори с ней») – 2003 г., Премия Каннского кинофестиваля за «Лучший сценарий» («Возвращение») — 2006 г.

В 2001 году он был избран иностранным почетным членом Американской академии искусства и наук.

Кинематографу можно научиться, но нельзя научить. Здесь очень мало правил, которые можно быстро усвоить. Все остальное — это твой взгляд на рассказываемую историю. Разница между двумя фильмами — в точке зрения режиссера. Это вопрос морали.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.