БАРИТОН

Баритон (итальянское baritono, от древнегреческого βαρυτονος - низкозвучащий, от βαρυς - тяжёлый и τονος - тон) – музыкальный термин, имеющий несколько значений.

1). Мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором.

А. С. Ворошило.

Рабочий диапазон: ля большой октавы — ля первой октавы.

Партия баритона нотируется в басовом или скрипичном ключе (этот ключ применяется главным образом для отдельных сольных партий). В старинных хоровых произведениях партия баритона записывалась в баритоновых ключах.

Различают лирический баритон - более мягкий и подвижный, близкий к драматическому тенору, лирико-драматический баритон и драматический баритон - более мужественный и сильный, близкий к басу.

Лирический баритон (тенор-баритон, баритональный тенор), звучит легко, лирично, близок к теноровому тембру, но типично баритонального оттенка. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру.

Лирико-драматический баритон, обладает светлым, ярким тембром и значительной силой, может исполнять как лирические, так и драматические партии.

Драматический баритон (бас-баритон, баритональный бас) - голос более тёмного звучания, большой силы, мощного звучания на центральном и верхнем участках диапазона. Партии драматического баритона более низки по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот.

Наибольшее распространение в операх партии баритона получили в начале XIX века.

Руффо Тита.

Выдающиеся певцы-баритоны: Аллен, Томас (р. 1944 г., Великобритания), Бернак, Пьер (1899-1979 гг., Франция), Бэр, Олаф (р. 1957 г., Германия), Ворошило, Александр Степанович (р. 1944 г., Украина, Россия), Грин, Планкет (1865-1936 гг., Великобритания), Де Лука, Джузеппе (1876-1950 г., Италия), Кибкало, Евгений Гаврилович (1932-2003 гг., СССР), Лисициан, Павел Герасимович (1911-2004 гг., СССР), Магомаев, Муслим Магометович (1942-2008 гг., СССР, Россия, Азербайджан), Милнс, Шеррилл (р. 1935 г., США), Отс, Георг (1920-1975 гг., СССР), Рой, Антон ван (1870-1932 гг., Нидерланды), Руффо, Титта (1877-1953 гг., Италия), Сузэй, Жерар (р. 1918 г., Франция), Уоррен, Леонард (1911-1960 гг., США), Хворостовский, Дмитрий Александрович (р. 1962 г., Россия), Хюш, Герхард (1901-1984 гг., Германия), Штокхаузен, Юлиус (1826-1906 гг., Германия), Янсен, Герберт (1892-1965 гг., Германия),

Д. А. Хворостовский.

Классические оперные партии баритонов: Бизе — Эскамильо («Кармен»); Бородин — Князь Игорь («Князь Игорь»); Верди — Риголетто («Риголетто»), Жермон («Травиата»), Амонасро («Аида»), Яго («Отелло»), Граф ди Луна (Трубадур); Глинка — Руслан («Руслан и Людмила»); Гуно — Валентин («Фауст»); Моцарт — Фигаро («Свадьба Фигаро»), Дон Жуан («Дон Жуан»), Папагено («Волшебная флейта»); Пуччини — Марсель («Богема»), Скарпиа («Тоска»), Шарплес («Чио-чио-сан»); Рахманинов — Алеко («Алеко»); Римский-Корсаков — Мизгирь («Снегурочка»), Веденецкий гость («Садко»), Грязной («Царская невеста»); Россини — Фигаро («Севильский цирюльник»); Чайковский — Евгений Онегин («Евгений Онегин»), Мазепа («Мазепа»), Елецкий, Томский («Пиковая дама»), Роберт («Иоланта»).

2). Басовый струнный смычковый музыкальный инструмент (типа виолы-бастрады).

Прообраз баритона — виола-бастарда. По размеру баритон близок к виолончели, по форме корпуса — к виоле да гамба. Плоская нижняя дека чуть срезана в верхней половине; резонаторные отверстия (два или четыре) имеют форму змеек. Помимо шести-семи  струн для игры смычком имел от семи до двадцати и более резонирующих струн для усиления звучности. Резонирующие струны использовались также для игры при помощи щипка (большим пальцем левой руки). Струны для игры смычком настраиваются по-разному, чаще всего как у басовой (теноровой) виолы. Резонансовые струны обычно имеют диатоническая (в большинстве случаев от Е) настройку. Они располагаются над верхней декой, частично под грифом. В связи с большим количеством струн шейка и головка очень широки.

Исполнитель держал инструмент между икрами ног (как гамбу). Играли и на резонансовых струнах, защипывая их большим пальцем левой руки. Звучание инструмента современники определяли как привлекательное, приятное.

Инструмент был распространен в XVIII веке, главным образом в Германии и Австрии.

Большое количество произведений для баритона написал Й. Гайдн.

Видные исполнители-баритонисты: Й. Вейгль, А. Лидль, В. Хаушка (друг Л. Бетховена).

В конце XIX века игру на баритоне пытался возродить бельгийский виолончелист Э. Жакобс.

3) Амбушюрный (медный) музыкальный инструмент, звучащий на октаву ниже трубы, применяется в духовом оркестре.

Появился в середине XIX века.

Обычно имеет овальную форму. Мензура более широкая, чем у одинакового по строю тенорового инструмента, мундштук чашеобразный. Баритон снабжён тремя вентилями; нередко к ним добавляется четвёртый, понижающий на чистую кварту. Звук баритона полный, мужественный, благородно-певучий, особенно в верхнем и среднем регистрах.

В духовом оркестре баритону часто поручается мелодия — контрапунктирующая, (нередко исполняется в унисон с первым тенором) и главная. В аккомпанементе сочетание баритонов и теноров даёт ровную слитную звучность. Естественно звучат у баритона арпеджированные фигуры. Нередко вместе с тубой-басом баритон исполняет басовую партию. В симфоническом оркестре применяется редко.

Соло баритона — в балете Д. Д. Шостаковича «Золотой век», в оперетте Н. А. Тимофеева «Солдатская жёнка».

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.