БАРОККО

Барокко (итальянское — barocco, буквально — причудливый, вычурный, странный, склонный к излишествам) —  художественный стиль, сложившийся в европейских странах во второй половине XVI – первой половине XVIII веков, характеризующийся сложной уравновешенностью динамических композиций, повышенной экспрессивностью, многоплановостью художественного решения, стремлением к совмещению реальности и иллюзии.

 

Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с катаниями на льду.

Понятие «барокко» также используется для обозначения направления западноевропейской культуры XVII века, сформировавшегося на фоне кризиса Возрождения на почве контрреформации. В данном контексте термин введен в литературу швейцарскими теоретиками  искусства Я. Буркхардтом и Вёльфлином.

Эпоха барокко отвергла традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт.

Слово «барокко» нередко используется и как метафора в ряде историко-культурных обобщений: «мир Барокко», «человек Барокко», «существование Барокко» (La vita Barocca). В каждом историческом периоде развития искусства видят свое «барокко» — пик творческого подъема, концентрации эмоций, напряжения форм. Ученые говорят и пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве конкретных национальных культур и исторических типов искусства. Известны стили «необарокко», «второго барокко», «ультрабарокко».

Термин барокко  нередко распространяется на явления, далёкие от него по содержанию и стилю (например, «нарышкинское барокко», или «московское барокко, в русском зодчестве конца XVII века).

Диего Веласкес. Триумф Вакха.

Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем названия всех остальных стилей. Существует несколько версий происхождения.

1. Португальское  - barroco — жемчужина неправильной формы, не имеющая оси вращения, такие жемчужины были популярны в XVII веке.

2. В итальянском baroco — ложный силлогизм, азиатская форма логики, прием софистики, основанный на метафоре. Как и жемчужины неправильной формы, силлогизмы барокко, ложность которых скрывалась их метафоричностью. В середине XVI века это слово перешло в разговорный итальянский язык как синоним грубого, фальшивого, неуклюжего.

3. В среде французских ювелиров слово baroquer обозначает — смягчать контур, создавать форму мягкой, живописной. Во французских словарях слово «барокко» появляется в 1718 году и трактуется как ругательное выражение.

4. Одна из теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория — от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне.

5. Наконец, еще одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.

В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные.

                     Все новые философы в сомненье.

                     Эфир отвергли — нет воспламененья,

                     Исчезло Солнце, и Земля пропала,

                     А как найти их — знания не стало.

                     Все признают, что мир наш на исходе,

                     Коль ищут меж планет, в небесном своде

                     Познаний новых… Но едва свершится

                     Открытье — все на атомы крушится.

                     Все — из частиц, а целого не стало,

                     Лукавство меж людьми возобладало,

                     Распались связи, преданы забвенью

                     Отец и сын, власть и повиновенье.

                     И каждый думает: «Я — Феникс-птица»,

                     От всех других желая отвратиться…

                                                                                   Джон Дон.

Художественная логика стиля барокко следующего за маньеризмом и предшествующего рококо, сближает его с искусством эпохи Возрождения (в первую очередь с творчеством Микельанжело), но в отличие от последнего отмечена драматизмом (нередко трагизмом) мироощущения.

Ян Вермеер. Святая Пракседа.

Специфическое для барокко подчинение деталировки и орнаментации единой композиционной воле, порядку ансамбля, усложненная драматургия художественного замысла с равной силой проявилась во всех видах искусства.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория). И в то же время наблюдается тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Орден иезуитов увидел в барокко идеальное выражение способности воздействия на эмоциональный мир человека, что способствовало широкому распространению этого стиля не только в Европе, но и в колониях Испании в латинской Америке.

Караваджо. Голова медузы.

 «Иезуитское барокко» — мистическое, иррациональное по духу и иллюзорно-натуралистическое по форме. Оно получило распространение не только в Италии и Испании, где его влияние было особенно сильным, но и в Восточной Европе. Католическое Барокко стало стремительно распространяться в Польше, Западной Украине, Прибалтике и Беларуси. Иезуиты строили костелы и коллегиумы (иезуитские школы) по образцу римских, иногда прямо по чертежам, присланным из Рима. Влияние их на местных художников также было достаточно велико.

Пьетер Богдани.

Дельфийская сивилла.

Оплакиваю я ужасные дела,—

 Христа на крест воздели, и терзали,

И унижениям подвергли без числа,

И старцев семь его, еще живого, очерняли.

 Сыны Израиля, вы, порожденье зла,

 Отточенный клинок в распятого вогнали;

И матери глава в пыли пред ним легла,

 И чернь в округе бесновалась, весела.

Стиль барокко зародился в архитектуре и скульптуре «Высокого Возрождения». «Высокое Возрождение уже на три четверти Барокко» (И. Грабарь).

В Италии — на родине барокко — отдельные его предпосылки и приёмы проявились в XVI веке в станковой и декоративной живописи Корреджо, творчестве Караваджо, постройках Дж. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи.

В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированное общественное положение человека. Преобладают сюжеты, в основе которых заложен драматический конфликт — религиозного, мифологического или аллегорического характера. Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются с бурной динамикой, неожиданными композициями и оптическими эффектами, реальность — с фантазией, религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью. Большое значение приобретают эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого. Особенность барокко — несоблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Большое значение приобрели композиционные эффекты, выраженные в смелых контрастах масштабов, цветов, света и тени. Но при этом художники барокко стремятся к достижению ритмического и цветового единства, живописности целого.

Луис Гонгора.

Сонет.

Родилась вчера ты — и завтра умереть должна.

Кто же дал тебе жизнь на этот короткий миг?

Красотой сияешь ты, чтобы так недолго жить,

Чтобы отойти в никуда — так свежестью пылаешь!

Напрасно ты себя надеждой утешаешь –

Тебе суждено отцвести, как отцветают все,

Обреченность лежит в самой твоей красоте,

Так как преждевременно ты увянешь и умрешь.

Микеланджело Меризи, которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI века новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи или Гвидо Рени, переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Караваджо.  На пути в египетские земли.

Питер Пауль Рубенс в начале XVII века учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, соединяя в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Мастер фламандского барокко, Ван Дейк. С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс, Рембрандт и Вермеер. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен.

Питер Пауль Рубенс. Суд Париса.

Франциско де Кеведо.

 Без отдыха и срока.

                    Еще  зимы  с весной не кончен спор:

                    То град, то снег летит из тучи черной

                    На лес и луг, но их апрель упорный

                    Уже  в зеленый облачил убор.

 

                    Из берегов стремится на простор

                    Река, став по-апрельски непокорной,

                    И, галькой рот набив, ручей проворный

                    Ведет с веселым ветром разговор.

 

                    Спор завершен прощальным  снегопадом:

                    По-зимнему снег на вершинах бел,

                    Миндаль  весенним хвастает нарядом…

 

                    И  лишь в душе моей не запестрел

                    Цветами луг, любовным выбит градом,

                    А  лес от молний ревности сгорел.


Собор Святого Петра. Ватикан, Рим.

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Святого Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное развивающееся в пространстве целое, многообразно раскрывающееся перед зрителем при его движении. Дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность, словно вливаясь в окружающее пространство. В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. Зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создаёт иллюзию разверзшихся сводов.

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна, который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 году. Бернини известен также как архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Святого Петра в Риме, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д. Фонтана, Р. Райнальди, Г. Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона.

Фасад римской церкви Санта-Сусанна.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа.

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

П. Скаррон.

Тифон, или Гигантомахия (фрагмент).

Он подобрал шары и кегли

И наобум швырнул их ввысь,

И кегли в небо понеслись,

Рукою посланы могучей,

Сквозь плотные, густые тучи

И, разорвав небесный кров,

Домчались до жилищ богов,

Которые беды не ждали

И дым от алтарей вдыхали.

Архитектурный стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой.

Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный его памятник — собор в Сантьяго-де-Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании.

В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, этот стиль называют ультрабарокко.

Собор в Мехико. Архитекторы Алонсо Перес Кастаньеда, Диего де Арсиньега, Хосе Дамиан Ортис де Кастро, Мануэль Толса.

На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко — сицилийское барокко.

Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.

Версальский парк.

В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе.

Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.

В России барокко появляется в XVIII веке в правление Петра I и получает развитие в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (архитекторы И. Г. Бюринг и Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

В Великом княжестве Литовском получили распространение стили сарматское барокко и виленское барокко, крупнейший представитель — Ян Кристоф Глаубиц. Среди его известных проектов — перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк).

Ты смертен, человек, так помни, помни это!

Строй планы дерзкие, верши свои дела,

Но пролетят века, развеется зола,

И был иль не был ты, никто не даст ответа.

Где Александр-царь? Где Цезарь, чья комета

Мелькнула, причинив народам столько зла?

Ушли в небытие, где нет ни тьмы, ни света

И где исчезло все, сгорело все дотла.

Так пусть же участь их тебе примером служит,

Пусть голову твою тщеславие не кружит,

Ведь все равно не знать тебе таких побед.

Но от деяний их, от всех чудес, что были

Когда-то свершены, какой остался след?

Для слуха — легкий шум, для ветра — горстка пыли.

                                                                     Шарль Вион Д’Алибре.

Якоб Йорданс. Искушение Адама и Евы.

Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия).

Йоганн Карст. «Папоротник» — cтихотворение наиболее известного представителя немецкой поэзии барокко обыгрывает слово «папоротник» на немецком языке.

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек (пасторали Оноре д’Юрфе). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.

Хочу я от любви найти во сне покой,

Но бодрствуют и мысль, и зренье до рассвета;

Всё ж миновала ночь мучительная эта –

И мне не верится, что я ещё живой.

                                                   Теофиль де Вио.

Якоб ван Рейсдал. Радуга в штормовом море.

Барочная музыка появилась в конце эпохи ренессанса и предшествовала музыке эпохи классицизма. К ней относят весь период развития музыкальной культуры в европейских странах, соответствующий периоду барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. Основанием для выделения эпохи музыкального барокко служат, прежде всего, некоторые общие черты в области композиционной техники. Так, период конца XVI — середины XVIII веков ознаменовался утверждением генерал-баса, становлением мажоро-минорной системы, осознанием гармонической «вертикали» и функциональных соотношений созвучий, а также сильных и слабых долей (с чем связано введение тактовой черты), появлением некоторых новых музыкальных жанров и форм — партиты, сонаты, ричеркара, фуги и в особенности концерта. Стиль барокко в музыке отличает, с одной стороны, стремление к. глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств — (опера, оратория, кантата, пассионы), с другой — к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров). Барокко наиболее ярко проявилось в итальянской музыке (монументальные вокально-инструментальные произведения композиторов венецианской школы во главе с Дж. Габриели, оперные сочинения М. А. Чести, органное творчество Дж. Фрескобальди), несколько позднее — в немецкой музыке (оперы Р. Кейзера, органное творчество Д. Букстехуде, клавирные произведения И. Кунау).

Рембрандт ван Рейн. Аллегория музыки.

В театральном искусстве барокко способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями.

Антуае де  Сент-Аман.

Ленивец.
Заворожен тоской и ленью, сердцу милой,

Лежу в постели я, как заяц без костей,

Глубоким спящий сном в паштете для гостей,

Иль словно Дон-Кихот с его мечтой унылой.


Шуми в Италии война с двойною силой,

В борьбе за власть пфальцграф пади иль одолей, – 

Слагаю светлый гимн и праздности своей,

Чьей ласкою душа объята, как могилой.


Мое безделие настолько сладко мне,

Что думаю: всех благ достигну я во сне –

 Недаром от него я раздобрел немало.


Так ненавижу труд, что просто мочи нет

На краткий миг с руки откинуть одеяло,

Чтоб этот записать, о Бодуэн, сонет.

Эпоха барокко — время бурного расцвета музыкального театра и прежде всего оперы, получившей особое развитие в Италии и оттеснившей ещё не сформировавшийся полностью балет.

Во Франции барочный характер приобрели синтетические представления, в которых танец занимал большое место. Это — балеты-маскарады, где танцевальные entree перемежались хоровым и сольным пением. Танец преобладал над драматическим содержанием, обретая наряду с пасторально-мифологическим и фарсово-бытовой характер.

Гвидо Рении. Проказник Бахус.

Для барочного балета характерно стремление к виртуозности танца, росту исполнительского мастерства и одновременно к углублению эмоциональной содержательности отдельных танцевальных фрагментов. В десятые годы XVII века утвердился мелодраматический сюжетный балет, воплощённый в вокальных и танцевальных сценах. Большое место занимали спектакли из рыцарских времён. В двадцатые годы такие зрелища снова стали дробиться на цепь выходов (балет выходов), но, в отличие от балета-маскарада, были связаны тематическим единством (танец имел выразительный характер и связь с сюжетом терял в финале). В сороковые годы, когда во Францию проникла итальянская опера, балет стал её составной частью. Хотя в эпоху барокко балет так и не достиг художественной автономии, однако фундамент для этого был заложен. Балет и в пору утверждения классицизма продолжал ещё сохранять барочные черты, даже в творчестве балетмейстера П. Бошана, положившего начало систематизации классического танца.

Педро де Кальдерон.

Сонет.

 
Они очей очарованьем были,

Когда проснулись рано на рассвете,

А ночь придет – и чаровницы эти

Навек уснут под покрывалом пыли.


Те, что красою ангельских воскрылий

Сверкали утром, с ними споря в цвете,

Покажут, как мгновенна жизнь на свете.

От колыбели шаг один к могиле!


Проснулись розы утром для цветенья

И расцветают, чтоб увясть навеки,

Лежать в объятьях ночи жертвой тленья.


И то же я скажу о человеке:

Он в тот же день – ведь годы лишь мгновенья! –

Едва подняв, навек смежает веки.

Для стиля барокко в интерьере характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Возросла роль росписей, поскольку интерьеры требовали много цвета и крупных, богато украшенных деталей. В интерьере часто использовались контрастные цвета: нередко можно было встретить мраморный пол, напоминающий шахматную доску.

Мебель была настоящим предметом искусства. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2011 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.