БАРОН, МИШЕЛЬ

 
Мишель Барон (Michell Boyron, Michell Baron, Michell Del Baron), — французский актер и драматург.

Родился 8 октября 1653 года в Париже. Его родители Андре Барон и Жанна Озу, были актерами Бургундского отеля. Отец умер в 1655, а мать – в 1662 году.

Рано потеряв родителей, начал выступать в детской труппе Комедиантов Дофина. Управляла этой труппой некая госпожа Резен, супруга органиста. Некоторое время труппа играла в провинции, а затем появилась в Париже. Муж управляющей труппой господин Резен изобрел «магический» клавесин, который мог «играть разные пьесы без всякого прикосновения к нему человеческих рук». Демонстрация клавесина во дворце закончилась конфузом: королева упала в обморок при первых же звуках инструмента, который заиграл сам собою. Король велел открыть инструмент, и из клавесина вытащили необыкновенно грязного мальчишку, который играл на внутренней клавиатуре. Этот мальчишка и был Мишель Барон. Судьба в лице короля улыбнулась ему, и он сыграл в нескольких спектаклях в Пале-Рояле.

В 1665 году Барон встретился с Мольером. В 1666 году он выкупил Барона у госпожи Резен и взял его к себе в дом на воспитание. Мэтр не просто наставлял Барона в основах актерской профессии, он его воспитывал, просвещал, следил за его здоровьем и нравственностью. Мольер находил у мальчика редкие способности и специально для своего воспитанника написал роль Миртила в героической пасторали «Мелисерта».

Актер Лагранж, летописец труппы Короля, записывает в «Реестре»: «В среду 1 декабря (1666 г.) мы отправились в Сен-Жермен-ан-Лэ по приказу Короля. На следующий день начался Балет Муз, где труппа была занята в пасторали под названием «Мелисерта». Немного погодя к этому же Балету Муз была добавлена Комедия «Сицилиец». Труппа вернулась из Сен-Жермен 20 февраля 1667 года».

Арманде Бежар – жене Мольера досталась роль Мелисерты. Во время репетиции она, повздорив с юным Бароном, дала ему пощечину. Юный актер бросился к Мольеру и категорически заявил, что уходит из труппы. Мольер уговаривал его остаться, но Барон стоял на своем, и его едва удалось уговорить хотя бы не срывать премьеру и сыграть Миртила. Барон согласился, один раз сыграл, а затем явился к королю, пожаловался ему на Арманду и попросил разрешения уйти из мольеровской труппы. Король ему это позволил.

Барон уезжает в провинцию, где снова ведет кочевую жизнь, переходя из одной труппы в другую.

В 1670 году он вернулся к Мольеру. «Через несколько дней, как возобновились спектакли после пасхального перерыва, — пишет Лагранж, — господин де Мольер вызвал из провинции сьера Барона, который вернулся в Париж, получив королевское повеление, и вступил в труппу на полный пай».

В «Тите и Беренике» ему поручена роль Домициана. 17 января 1671 года состоялась премьера «Психеи». «Газет де Франс» восхваляет «великолепие декораций, прелесть сюжета, искусность музыкантов». Барон играл бога Амура. Психею играла Арманда. Они настолько «вошли в роль» что стали любовниками. Но Мольер воспринимает неверность Арманды спокойно – таковы нравы эпохи. Слухи об этой истории ползут по Парижу. В пасквиле «Знаменитая комедиантка» дана грязная, оскорбительная для Мольера версия этих событий.

В пьесах Мольера «Проделки Скапена» (1671 г.), «Ученые женщины» (1672 г.) Барон играл роли молодых любовников – Октава и Ариста. Он с самого начала почувствовал и понял, что реализм мольеровского стиля игры годен не только для комедии, но он нужен и трагическому актеру. Соглашаясь с тем, что можно уважать обычную практику – плавные, размеренные жесты, сопровождающие условную певучую декламацию, Барон, тем не менее, заявлял: «Правила воспрещают поднимать руки над головой, но если их поднимает страстное чувство – так и надо; страсть вернее всяких правил».

В написанной для Энциклопедии статье «Декламация» Мармонтель так отзывался об игре Барона: «Декламируя или, точнее, читая стихи, Барон просто говорил их, по его собственному выражению, ибо считал оскорбительным даже слово „декламация“, у него не было ни тона, ни жеста, ни движения, которые не подсказывала бы природа. Иногда они были даже обычно-повседневны, но всегда правдивы… Он показал нам совершенство искусства – простоту в сочетании с благородством».

17 февраля 1673 года Мольер последний раз играет в спектакле «Мнимый больной». Он настолько плохо себя чувствует, что после представления Барон посылает за носильщиками, помогает учителю сесть в портшез и провожает его до улицы Ришелье. В этот же вечер великого драматурга не стало. Барон отправляется в Сен-Жермен к Людовику XIV, чтобы сообщить ему о смерти учителя.

Театральный сезон 1672/73 года, несмотря на смерть Мольера, заканчивается благоприятно. Но такое процветание обманчиво. Актеры Бургундского отеля начинают переманивать к себе членов мольеровской труппы. В результате к ним переходят Барон, Латорильер и супруги Боваль.

Бургундский отель мог гордиться таким приобретением, как Барон. Ученик Мольера приносит в трагедию новые веяния. Аристократическая публика в восторге от его внешности и естественной манеры игры. Барон играет роли Ахилла («Ифигения в Авлиде» Расина, 1674 г.), Ипполита («Федра» Расина, 1677 г.). На его свадьбе с Шарлоттой Ленуар в 1675 году свидетелями были Пьер Корнель и Жан Расин.

С момента образования театра «Комеди Франсез» (1680 г.) Барон вошел в труппу этого театра.

Выступая в амплуа трагического героя, он добивался естественности трагической речи, ломал монотонную размеренность александрийского стиха, подчинял интонацию мысли, эмоции. Барон усилил жизненную достоверность поведения трагического героя – внимательно слушал партнера, реагировал на его слова, выходя на сцену, сразу включался в действие. Правда, будучи актером классицистического театра, он сохранил идеализацию, преувеличенное «благородство» героя, продолжал пользоваться пышным условным костюмом.

Барон быстро усвоил и ту в стилевом отношении «серединную» манеру игры, которая волей-неволей складывалась в «королевском театре», вынужденном постоянно по мере возможности приводить к «общему знаменателю» разные начала в игре актеров.

 В 1691 году, в расцвете славы, Барон внезапно покинул сцену. Почему он это сделал, так и осталось неизвестным. Существовала версия о том, что он добивался от короля должности директора «Комеди Франсез» и получил отказ. Гордость не позволила Барону остаться в театре. По другой версии, подобно Расину, актер пережил духовный кризис, пожелал примириться с церковью, порвать с греховным лицедейством.

В 1720 году он вернулся в театр, продолжая играть роли героев: Родриго, Гораций («Сид», «Гораций» Корнеля), Пирр («Андромаха» Расина).

Его партнершей становится Адриенна Лекуврер. Барон и молодая актриса вместе боролись за психологическую правду в исполнении трагедий. По выражению одного из театроведов, «десятилетие совместных выступлений Барона и Лекуврер походило на вспышку «высокого стиля» среди агонизирующей в эпигонских сочинениях трагедии».

Шарль Колле писал в мемуарах «Когда я видел его, ему было уже семьдесят два или семьдесят пять лет, и, конечно, можно было простить, что такой старик не так стремительно загорался страстью, как тридцатилетний актер, зато он играл с умом, достоинством и благородством, какие я видел только у него. Особенно тщательно передавал он оттенки роли. В трагедии его естественность нисходила иногда до повседневной действительности, но при этом никогда не теряла величия. Не менее превосходен был он и в комедии; я видел его божественную игру в ролях Мизантропа, Арнольфа и Симона в «Адриенне», игра его была в них настолько правдива и естественна, что он заставлял всех забывать актера и доводил иллюзию до того, что вы начинали считать действие, происходившее перед вами, настоящей жизнью».

Барон был также известен как автор комедий, высмеивавших аристократические нравы («Удачливый волокита», 1686 г.).

Мишель Барон умер 22 декабря 1729 года в Париже.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.