АДРЕСНОСТЬ В ТЕАТРЕ

Адресность — качество действия, означающее, что действие (поступок, эмоция, фраза) предназначены для определенного человека или группы людей.

Термин, заимствован у семиотической модели процесса коммуникации и используется при анализе драматического текста и его репрезентации.

Понятие адресности позволяет определить получателя театрального дискурса.

Существует несколько типов адресности.

«Внутренняя адресность» означает диалог между персонажами на сцене, происходящий в рамках вымышленного действия.

 «Внешняя адресность» появляется, когда дискурс персонажа направлен к зрителю, в рамках диалога (например, в «апарте») или и в виде монолога. В последнем случае можно говорить об адресном монологе.

Выражение «обращение к публике» означает особую форму «внешней адресности», когда пространство театрального вымысла сознательно прерывается актером, обращающимся непосредственно к публике. Часто используемое в старинных жанрах и формах, таких как фарс, комедия, прологи, обращение к публике исключено из драматургических систем, основыванных на театральной иллюзии. Дидро по этому поводу писал: «Вы думали о зрителе, актер тоже к нему обратится. Вы хотели, чтоб вам рукоплескали, он захочет, чтобы рукоплескали ему, и, право, не знаю, что станет с иллюзией».

В эпическом театре обращение к публике фигурирует как прием остранения драмы. У Брехта прямые обращения к публике являются осознанным средством, которое должно создавать дистанцию по отношению к вымыслу, и, одновременно,- провоцировать рефлексивное поведение зрителя. Адресность либо принимает формы хоральных партий (прологи, эпилоги, зонги), образующих комментарий к фабуле, либо существует прямо внутри диалога в самих репликах персонажей.

Доведенный до крайности, прием адресности может стать провокацией («Оскорбление публики» Петера Хандке, 1966 г.), или даже «проклятием» («Минетти» Томаса Бернара, 1976 г.).

Сочетание различных типов адресности образует общую систему адресности драматического текста.

В  последнее время в драматургии в связи с частым использованием монологических форм усилилось значение адресности. В монологе внутренняя и внешняя адресность перемешиваются и ставят под вопрос границы вымысла.

Адресность проявляет себя в драматургических системах, основанных на деконструкции, разорванности, открытости и стремящихся к все большей гетерогенности. Определить адресата все труднее, что становится серьезным вызовом для режиссера при перенесении текста на сцену.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.