АБСОЛЮТНАЯ ДРАМА

Абсолютная драма — термин представляющей собой теоретическую модель формы драматического произведения.

Введен Петером Сонди в работе «Теория современной драмы», где драма, определяется как «межчеловеческое событие» свершающееся в присутствии человека, а потому драма абсолютна в том смысле, что из нее исключен любой элемент, посторонний по отношению к межличностному обмену, выражаемому диалогом.

Концепция драматического выстраивается Сонди в отношении к его антитезе - эпическому. Описывая драму как «событие, совершающееся в настоящем времени», Сонди возрождает аристотелевское определение трагедийного мимесиса как репрезентации не путем повествования, а с помощью действия.

Это означает, что драма исключает посредничество эпического субъекта, что ей подходит одна лишь фронтальная мизансцена, герметически изолирующая сцену от зала, что ее субъектом является «человек драматический», представляющий собой полный и невидимый союз актера и его роли, и что она «разворачивается как абсолютная последовательность моментов настоящего времени». Таким образом, эта закрытая форма образует второе понятие антитезы, сформулированной Гете статье «Об эпической и драматической поэзии», где «поэту эпическому, излагающему событие как свершившееся в прошлом», противопоставляется поэт драматический, «изображающий его как совершающееся в настоящем».

Помимо противопоставления драматического и эпического способов репрезентации, Сонди наделяет абсолютную драму специфическим объектом.

Сводя театральную репрезентацию к межсубъектной сфере, он тем самым примыкает к гегелевской концепции драматического как взаимодействия между двумя отдельными субъектами.

Теория Сонди, разработанная в середине пятидесятых годов, ставила своей основной целью отметить появление эпической драматургии Пискатора и Брехта как главных «попыток разрешения» кризиса драмы. Однако концепция абсолютной драмы позволяет также описать, каким образом эпическое и драматическое, индивидуальное и коллективное взаимопроникают и смешиваются в экспериментах, осуществляемых в рамках различных эстетических течений XX века.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.