БАРРО, ЖАН-ЛУИ

Жан-Луи Барро (Jean-Louis Barrault) — французский режиссер, актер театра и кино, мим и теоретик театра.

Родился 8 сентября 1910 года в пригороде Парижа Везине в семье аптекаря. Его отец – Жюль Барро владел скромной аптекой и подрабатывал в психиатрической больнице по соседству с домом. Он был социалистом и поклонником В. И. Ленина. Мать Марсель-Элен, урожденная Валет. Во время Первой мировой войны отца призвали санитаром на фронт. Ухаживая за солдатами, заболевшими испанкой заразился и умер. Он слег, находясь в увольнении, поэтому считалось, что он погиб не на войне, и в праве на пособие семье было отказано. Через два года мать вторично вышла замуж. Воспитанием детей занимались дедушка с бабушкой. Дед Барро был виноградарем.

Барро закончил престижный столичный лицей Шапталь.

Свою трудовую деятельность начинал как бухгалтер и продавец цветов.

Обучался на курсах живописи в Луврской школе в Париже.

В 1931 году, бросив занятия живописью, Барро поступил в студию при драматическом театре «Ателье», возглавляемую режиссером Шарлем Дюлленом, который, почувствовав в нем талант, согласился обучать его в своей студии бесплатно. С 1932 года участвовал в спектаклях театра, играя небольшие роли. Поскольку денег за участие в спектаклях не выдавали, Барро не имел возможности снимать жилье и с ведома своего учителя ночевал в театре. Дюллен же оплатил его обучение пантомиме Этьеном Э. Декру, а затем занятия с Жаком Копо. Барро увлекся идеями Станиславского, Гордона Крэга, Макса Рейнгардта, Таирова, Мейерхольда.

В 1935 году он поставил на сцене театра «Ателье» пантомиму «Около матери» (по роману «В то время как я умирал» Фолкнера), в которой изображал лошадь и объезжающего ее наездника.

В эти же годы он сблизился с сюрреалистами и левой театральной группой «Октябрь».

В 1935 году Барро оставил Дюллена и организовал труппу «Чердак Августинов».

В 1937 году осуществил постановку трагедии Сервантеса «Нумансия» в Театре Антуана, получившую горячее признание зрителей, остро переживавших события войны в Испании.

 В тридцатые годы начал сниматься в кино — Марк Аллегре, друг Андре Жида, пригласил Барро дебютировать на экране в его фильме «Прекрасные денечки».

В 1939 году Сервантеса играл в театре «Ателье» роль Сильвио в антифашистской пьесе «Земля кругла» Салакру и поставил спектакль «Голод» по Гамсуну.

В начале Второй мировой войны Барро был мобилизован.  Однако в скором времени его отозвали из армии и дали бронь.

В  1940-1946 годах работал в театре «Комеди Франсез», который явился для Барро, по его утверждению, хорошей драматической школой. В «Комеди Франсез» играл роли Родриго («Сид») и Гамлета. Поставил спектакли: «Федра» Расина (1942 г.), «Атласная туфелька» Клоделя (1943 г.), «Антоний и Клеопатра» Шекспира (1945 г.).

В 1946 году Барро вместе с женой, известной актрисой Мадлен Рено, создал собственную труппу — «театральную компанию Рено-Барро» (в здании театра «Мариньи»), в которой он являлся режиссером и главным актером. Здесь Барро поставил «Гамлета» (1946 г.), «Ночи гнева» Салакру (1946 г.), «Процесс» Кафки (1947 г.), «Христофор Колумб» Клоделя (1950 г.), «Мальбрук в поход собрался» Ашара, «Вишневый сад» Чехова и исполнил роли Дебюро («Баптист» Превера), Меркурия («Амфитрион» Мольера), Христофора Колумба, Трофимова («Вишневый сад» Чехова).

С 1953 года театр выпускал «Тетради компании».

В 1959 году по предложению министра культуры Андре Мальро возглавил столичный театр «Одеон» («Театр де Франс»). На сцене театра шли пьесы классического репертуара (Шекспир, Расин) и современные произведения — драмы Беккета, Жене, Маргерит Дюрас.

Театр Одеон.

В шестидесятые годы труппа Барро активно гастролировала по всему миру — от Токио до Нью-Йорка, триумфально выступает на Эдинбургском фестивале.

Барро руководил Школой драматического искусства в Париже, основанной им совместно с Ж. Берто и Р. Руло.

В мае 1968 года во время студенческой революции Барро открыл театр для бунтовавших студентов, которые размещались в нём на протяжении месяца. Из-за этого под давлением А. Мальро он был вынужден вместе с труппой покинуть «Одеон».

Однако уже в декабре 1968 года он показывает в «Elysee Montmartre» «Рабле» — один из самых знаменитых своих спектаклей.

Затем он создает театр на вокзале Орсе — театр Д’Орсэ (впоследствии - Le théâtre du Rond-Point). Он восстановил старый репертуар и  поставил ряд новых спектаклей с учетом своеобразной архитектуры своего нового помещения. Здесь он ставит оригинальные композиции на основе текстов Рабле, Вольтера («Zadig»), Ницше («Так говорил Заратустра»), Жарри.

Лишь к концу жизни у Барро появляется собственный маленький зал в Париже. Ему было предложено перейти в здание в центре Елисейских полей —  старый каток, который теперь стал Театром Барро.

В семидесятых годах он много гастролировал, демонстрирую публике театр одного актера.

Приверженец «тотального театра», Барро считал себя учеником А. Арто.

Среди театральных постановок Барро: «Les Fausses Confidences» Мариво (1946 г.), «Гамлет» Шекспира(1946 г.), «L’Ours» Чехова (1947 г.), «Amphitryon» Мольера(1947 г.), «Le Procès» по Кафке текст А. Жида и Ж-Л. Барро (1947 г.), «L’Etat de siege» Камю (1948 г.), «Occupe-toi d’Amélie» Ж. Фейдо (1948 г.), «Les Fourberies de Scapin» Мольера (1949 г.), «Marlborough s’en va-t-en guerre» М. Ашара (1950 г.),  «Le Répétition ou L’Amour puni» Ануя (1950 г.), «Les Mains sales» Сартра (1950 г.), «On ne badine pas avec l’Amour» Мюссе (1951 г.),  «Bacchus» Кокто (1951г.), «Christophe Colomb» Клоделя (1953 г.), «Pour Lucrèce» Жироду (1953 г.), «Le Misanthrope» Мольера (1954 г.), «Le Cerisale» Чехова (1954 г.), «L’Orestie» Эсхила (1955 г.), «Bérénice» Расина (1955 г.), «Intermezzo» Жироду (1955 г.), «Volpone» по Б. Джонсону текст Ж. Ромена и Ст. Цвейга (1955 г.), «Le Soulier de satin» Клоделя (1958 г.).

Жан-Луи Барро развивал искусство пантомимы, был режиссером и актером мимических спектаклей. Спектакли-пантомимы: «Baptiste», пантомима-балет по Ж. Преверу, музыка Владимир Косма в соавторстве с М. Марсо (1946 г.), «La Fontaine de Jouvence» по Борису Кохно, музыка Жоржа Орика (1947 г.), «Renard», текст Ш. Ф. Рамю, музыка И. Стравинского (1954 г.), «Les Suites d’une course», мимофарс по Ж. Сюпервьелю, музыка А. Соге (1955 г.).

Жан-Луи Барро в пантомиме «Лошадь».

Снялся в художественных фильмах: «Vagabonds imaginaires» (1930 г.), «Прекрасные денечки» (1935 г.), «Жени» (1936 г.), «Hélène» (1936 г.), «Большая любовь Бетховена» (1936 г.), «Глазами Запада» (1936 г.), «À nous deux, madame la vie» (1937 г.), «Police mondaine» (1937 г.), «Мадемуазель врач» (1937 г.), «Жемчужина короны» (1937 г.), «Забавная драма» (1937 г.), «Буря» (1938 г.), «Le puritain» (1938 г.), «J’accuse!» (1938 г.), «Farinet ou l’or dans la montagne» (1938 г.),  «La piste du sud» (1938 г.), «Altitude 3,200» (1938 г.), «Миражи» (1938 г.), «Монмартр на Сене» (1941 г.), «Парад семи ночей» (1941 г.), «Фантастическая симфония» (1942 г.), «Le destin fabuleux de Désirée Clary» (1942 г.), «Ангел ночи» (1944 г.), «Дети райка» (1945 г.), «La part de l’ombre» (1945 г.), «Le cocu magnifique» (1947 г.), «D’homme à hommes» (1948 г.), «Карусель» (1950 г.), «Traité de bave et d’éternité» (1951 г.), «Тайны Версаля» (1954 г.), «Les fausses confidences» (ТВ, 1955 г.), «La répétition ou L’amour puni» (ТВ, 1958 г.), «Завещание доктора Корделье» (ТВ, 1958 г.), «Диалог кармелиток» (1960 г.), «Тайна Бургундского двора» (1961 г.), «Самый длинный день» (1962 г.), «Большой испуг» (1964 г.), «Чаппакуа» (1966 г.), «Christophe Colomb» (ТВ, 1976 г.), «Lovers’ Exile, The» (1980 г.), «Zadig ou La destine» (ТВ, 1981 г.), «Le soulier de satin» (ТВ, 1982 г.), «Ночь Варены» (1982 г.), «Карне, человек с кинокамерой» (1984 г.), «Свет озера» (1988 г.).

Жан-Луи Барро в фильме «Дети райка».

Автор сценария телефильма «Prosessen» (1962 г.)

Барро автор книги «Размышлений о театре» («Reflexions sur le theatre».

В 1957 году получил специальный приз Tony.

Великий актер и режиссер французской сцены кочевал из театра в театр почти всю свою жизнь. По словам обозревателя Le Monde Колетт Годар, он «жил на сцене так давно, что, казалось, на ней родился».

Жан-Луи Барро скончался 22 января 1994 года в Париже.

Как актер Барро в совершенстве владел мимикой, мастерством сценического движения.

Его постановки отличались острым режиссерским видением, вниманием к сценографическому решению спектакля.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2011 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.