БАС

Бас (итальянское basso — низкий) – термин имеет несколько значений.

1). Самый низкий по звучанию мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания.

Басы различают по высоте (высокий бас — бас-кантанто, центральный бас, низкий бас — бас-профундо) и по характеру (комический бас — бас-буффо, характерный бас),

Высокий бас, (бас-кантанто, бас певучий), имеет рабочий диапазон до соль первой октавы наверху. Обладает развитым верхним регистром, его нижние ноты звучат не очень сильно. Этот голос светлого, яркого звучания, напоминающий баритоновый тембр.

Центральный бас обладает более широким диапазоном, тембр носит ярко выраженный басовый характер. Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой, но и партии, требующие насыщенного звучания нижнего диапазона до фа большой октавы.

Низкий бас, (бас-профундо, бас глубокий) имеет особенно густой басовый колорит, более короткий верхний участок диапазона, обладает глубокими, мощными низкими нотами.

В опере-сериа XVIII века басы использовались мало, и признание получили в основном с развитием оперы-буфф, где басовым партиям отводилось значительное место (так называемые характерные басы, басы-буфф).

Широкую известность завоевали знаменитые оперные певцы-басы: О. А. Петров, Ф. И. Шаляпин, В. Р. Петров, В. И. Касторский, Ф. Галли, Л. Лаблаш, Э. Пинца, П. Плансон, Л. Ротье, Ж. Дельмас, Э. Решке, А. Дидур, Б. Христов, А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, М. Д. Михайлов, И. И. Петров, И. С. Паторжинский, Б. Р. Гмыря.

Басовые партии: Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Варяжский гость («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Владимир Галицкий («Князь Игорь» А. П. Бородина; высокий бас), Гремин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Досифей («Хованщина» М. П. Мусоргского), Князь Гудал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина; низкий бас), Король Рене («Иоланта» П. И. Чайковского), Кочубей («Мазепа» П. И. Чайковского), Кутузов («Война и мир» С. С. Прокофьева), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Мороз («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Старый цыган («Алеко» С. В. Рахманинова), Сусанин («Жизнь за царя» М. А. Глинки), Фарлаф («Руслан и Людмила» М. А. Глинки), Царь Салтан («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова), Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Бартоло («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Бартоло («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Доктор («Воццек» А. Берг), Зарастро («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Даппертутто, доктор Миракль («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Мефистофель («Фауст» Ш. Ф. Гуно) Уберто («Служанка-госпожа» Д. Б. Перголези), Фигаро («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта; высокий бас).

2). В хоре басы подразделяются на первые (их партию исполняют баритоны) и вторые (собственно басы). В русских хорах встречаются и так называемые басы-октависты, способные исполнять предельно низкие для человеческого голоса звуки (ля-си бемоль контроктавы).

3). Самая низкая партия многоголосного музыкального произведения.

4). Музыкальные инструменты низкого регистра: бас-туба, контрабас и другие.

Отдельно следует упомянуть народную виолончель на Украине (басоля) и в Белоруссии (басетля).

5). Бас цифрованный (basso continue) — генерал-бас. Генерал-бас (немецкое Generalbaß — общий бас; итальянское basso continuo — непрерывный бас) — басовый голос многоголосного музыкального сочинения с цифрами (обозначающими созвучия), на основе которых исполнитель строит (в известной мере импровизирует) аккомпанемент. Генерал-бас сложился в итальянской инструментальной музыке XVI века. Получил всеобщее распространение в гомофонной и полифонической музыке XVII — середины XVIII веков, особенно в эпоху барокко. Начиная с венской классической школы, ограничившей масштаб исполнительского «волюнтаризма», генерал-бас вышел из композиторской практики. В XX веке возродился в виде «цифровки», то есть сокращённой записи джазовой и эстрадной музыки.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.