БАСОВ, ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ

Владимир Павлович Басов — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист.

Родился 28 июля 1923 года в Уразове (в настоящее время — посёлок городского типа в Валуйском районе Белгородской области). Отец был красным командиром (погиб в 1931 году), поэтому семья часто переезжала из города в город.

   Седьмой класс Басов закончил в деревне под Горьким, а затем (после трагической гибели отца) переехал с матерью в Москву.

Позднее он так вспоминал о своих детских и юношеских годах: «Меня мама родила, можно сказать, проездом — в городе Уразове. Потом вот так, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы на Турксибе и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец мой, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии, и, в конце концов, мы с мамой приехали в Мары, что недалеко от Кушки, самой южной точки Советского Союза. Отец служил на границе, мать заведовала коммуной для детей военнослужащих. В семь лет я пошёл в школу, но мне там показалось неинтересно — всё, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков. В тридцать первом году, после трагической смерти отца, мы переехали к дяде, в город Железнодорожный по Нижегородской дороге, и я стал ходить сразу в третий класс, миновав первый и второй. Вскоре маму назначили секретарём редакции районной газеты в Калининской области, и свой четвёртый класс я закончил в Кашине. Летом загостился у тётки под Сухуми — так понравилось, что решил там остаться на весь пятый год, а потом ещё и шестой прихватил. В селе Александрове Горьковской области закончен был седьмой класс — мама снова стала книгоношей. Ну а потом Москва — десятилетка, а вечерами Художественное училище имени 1905 года… Последний мой школьный год прошел весь за кулисами МХАТа. Занимался в театральной студии при университете, к нам приходили Ливанов, Андровская, Попов. У них мы учились любить театр, его силу и простоту, его тайну и нежность. Я задыхался от нежности, когда смотрел «Синюю птицу» с осветительского балкончика. Дрожал от любви и от боли сочувствия, когда давали «Дни Турбинных».

Басов участник Великой Отечественной войны. Ушёл на фронт в 1942 году. В 1943 году лейтенант интендантской службы Басов за образцовое исполнение должности начальника клуба бригады был награжден медалью «За боевые заслуги». Организованный им ансамбль художественной самодеятельности дал более ста пятидесяти концертов для бойцов. Позднее был заместителем начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва Резерва СВГК. Войну закончил в звании капитана. Имел возможность остаться на военной службе и сделать блестящую карьеру, однако предпочёл уволиться на гражданку.

В 1947 году Басов поступил на режиссёрский факультет ВГИК (мастерская С. И. Юткевича и М. И. Ромма).

Член ВКП(б) с 1948 года.

В 1952 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа.

Когда Владимир Басов был еще молод и почти никому не известен, с ним приключился забавный анекдотический случай, о котором он любил рассказывать, и рассказ этот неизменно вызывал у слушателей смех. В одно из воскресений он был приглашен на день рождения к дочке министра то ли путей сообщения, то ли связи, в очень престижный и роскошный дом в самом центре Москвы. Пригласили только молодых людей, раскованных и веселых, так что праздник начинался замечательно. День рождения этот был очень важен для Басова, но по какой-то весьма уважительной причине он опоздал.

Пришел на два часа позже условленного времени, поднялся на лифте и направился к двери, которая была приоткрыта — по-видимому, кто-то из гостей выходил курить. Басов звонить не стал, а вошел. Услышал голоса из комнаты, музыку, огляделся. И вдруг увидел швабру. Тут в голову ему пришла мысль загладить свою вину, а заодно повеселить гостей. Он быстренько вывернул пиджак наизнанку, нахлобучил на голову какую-то женскую шляпу с перьями, сел верхом на швабру и с громкими воплями ворвался в комнату. Расталкивая людей, проскакал вокруг стола, и тут понял, что делает что-то не то. В комнате воцарилась гробовая тишина, гости застыли, изумленно выпучив глаза… ‘И тут, — вспоминает Басов, — я с ужасом понял, что ошибся этажом и попал не в ту квартиру… Я скинул с себя шляпу с перьями, отбросил в сторону швабру и, пользуясь тем, что хозяева не опомнились, опрометью кинулся вон, сбежал по лестнице и навсегда покинул этот дом. Страшно представить, что подумали про меня все эти люди’.

С 1952 года Басов режиссёр киностудии «Мосфильм» — как ассистент режиссёра участвовал в съёмках фильма «Пржевальский» (режиссёром картины был его учитель Сергей Юткевич).

Первой самостоятельной режиссёрской работой Басова стал фильм «Школа мужества» по А. Гайдару, который он снял в 1953 г. вместе с М. Корчагиным (во время съёмок последний погиб в авиакатастрофе, и Басов заканчивал фильм один).

«Школа мужества» (1954 г.)

Без сомнения, одной из лучших картин Басова была четырёхсерийный фильм «Щит и меч» по роману В. Кожевникова. Прежде чем приступить к съёмкам, режиссер потребовал у руководства встречи с реальными прототипами Белова — советскими разведчиками. Такая встреча была ему организована и принесла несомненную пользу картине.

   В семидесятые годы Басов продолжал активно работать — в тот период снял фильмы: «Возвращение к жизни» (1971 г.), «Опасный поворот» (т/ф, 1972 г.), «Нейлон 100%», «Дни Турбинных» (т/ф, 1976 г.).

После «Дней Турбинных» он пять лет ничего не снимает. Началась депрессия, затем — инфаркт. Наконец, в 1980 году он вновь возвращается в режиссуру — снимает картину «Факты минувшего дня».

В 1983 году тяжелая болезнь приковала его к постели на полгода. И все же он нашел силы через год приступить к съемкам последней своей картины. На этот раз это была экранизация пьесы Пристли «Время и семья Конвей». Это был последний триумф режиссера Владимира Басова.

«Дни Турбинных»

Когда теща Владимира Басова переехала в Москву, тот срочно занялся ее пропиской. В те годы это было очень непросто, но артиста Басова все знали и охотно шли ему навстречу. Впрочем, рассказывают, что поразил он чиновников не своей известностью, а совершенно другим. Добившись приема у одного из начальников, он сказал:

-Мне срочно нужно прописать человека в Москве.

- Какого человека? — спросил чиновник.

- Тещу!

- Вот это да-а, — удивился чиновник. — Сколько лет здесь работаю, а впервые встречаю человека, который просит прописать в своей квартире тещу. Не смею отказать! — И он тут же подписал все нужные бумаги.

Владимир Басов режиссер постановщик фильмов: «Нахлебник» (телеспектакль, 1953 г.), «Школа мужества» (1954 г.), «Крушение эмирата» (1955 г.), «Первые радости» (1956 г.), «Необыкновенное лето» (1957 г.), «Случай на шахте восемь» (1957 г.), «Жизнь прошла мимо» (1958 г.), «Золотой дом» (1959 г.), «Битва в пути» (1961 г.), «Тишина» (1963 г.), «Метель» (1964 г.), «Щит и меч» (1968 г.), «Возвращение к жизни» (1971 г.), «Опасный поворот» (1972 г.), «Нейлон 100 %» (1974 г.), «Дни Турбинных» (1976 г.), «Факты минувшего дня» (1981 г.), «Время и семья Конвей» (1984 г.), «Семь криков в океане» (1986 г.).

«Опасный поворот» (1972 г.)

Во время съемок «Метели» произошел один забавный случай. Валентина Титова блестяще играла роль, оператор прильнул к камере — словом, все шло прекрасно, но вдруг Басов вскочил с режиссерского стульчика, влетел в кадр и с криком: «Ай-яй-яй! Ай-яй-яй!» стал хлопать себя ладонями по бедрам, приплясывать, наконец, скинул пиджак и принялся яростно топтать его ногами. Актриса напряглась и побледнела, полагая, что это ее игра так разозлила режиссера, но все оказалось проще — у Басова внезапно загорелись в кармане спички.

Басов автор сценариев к фильмам: «Март-Апрель» (1943 г.), «Мальчик с окраины» (1947 г.), «В едином строю» (1959 г.), «Знакомьтесь, Балуев!» (1963 г.), «Тишина» (1963 г.), «Метель» (1964 г.), «Щит и меч» (1968 г.), «Возвращение к жизни» (1971 г.), «Нейлон 100 %» (1974 г.), «Дни Турбинных» (1976 г.), «Факты минувшего дня» (1981 г.), «Время и семья Конвей» (1984 г.), «Семь криков в океане» (1986 г.), «Мышеловка» (1987 г.),

Как актёр кино Басов дебютировал в 1954 году в собственном фильме «Школа мужества». Снялся более чем в восьмидесяти кинокартинах, в том числе: «Школа мужества» (1954 г., Поручик-адъютант), «Крушение эмирата» (1955 г., Полковник), «Золотой дом» (1960 г.), «Битва в пути» (1961 г.), «Я шагаю по Москве» (1963 г., Полотёр), «Тишина» (1963 г., Шофёр), «Тридцать три» (1965 г., Директор музея), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965 г.,  Суровый милиционер), «Путешествие» (1966 г.), «Завтраки 43 года» (1966 г., Пассажир), «Фокусник» (1967 г., Эстрадный актёр), «Щит и меч» (1968 г., разведчик Бруно), «Преступление и наказание» (1969 г., Лужин), «Мосты через забвение» (1969 г., Посетитель кафе), «В тринадцатом часу ночи» (1969 г., Режиссёр в студии), «Любовь к трём апельсинам» (1970 г.), «Чудный характер» (1970 г., Ефимов), «Бег» (1970 г., Артур Артурович), «Карусель» (1970 г., контрабасист Смычков), «Возвращение к жизни» (1971 г., Гитарист), «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1971 г., Аматор), «Большая перемена» (1972 г., Фотограф), «Опасный поворот» (1972 г.), «Высокое звание» (1973 г.), «Дача» (1973 г.), «Совсем пропащий» (1973 г., папаша Гека), «И на Тихом океане…» (1973 г., Начальник станции), «Чиполлино» (1973 г., принц Лимон), «Смешные люди» (1974 г., дьяк Авдиесов), «Нейлон 100 % « (1974 г., адвокат Киреев), «Иван и Коломбина» (1975 г.), «Капитан Немо» (1975 г.,  Руайе), «Приключения Буратино» (1975 г., Дуремар), «Братушка» (1975 г., Иоганн), «Ау-у!» (1975 г.,  Король), «Шаг навстречу» (1975 г., Стрешников), «Афоня» (1975 г., Владимир Иванович), «Под крышами Монмартра» (1975 г.), «Сентиментальный роман» (1976 г.), «Сто грамм» для храбрости» (1976 г., Ружевский), «Дни Турбинных» (1976 г., Виктор Викторович Мышлаевский), «Про Красную Шапочку» (1977 г., Худой Волк), «Нос» (1977 г., доктор), «По семейным обстоятельствам» (1977 г., Эдуард Бубукин), «Трясина» (1977 г.), «Солнце, снова солнце» 1977 г., Режиссёр), «Приехали на конкурс повара» (1977 г., Владислав Константинович, учитель танца и вокала), «Мимино» (1977 г., Синицын), «Волшебный голос Джельсомино» (1977 г., король Джакомон), «Пока безумствует мечта» (1978 г., полковник Теодор Отсебятников), «Живите в радости» (1978 г., жулик Марципанов), «Расписание на послезавтра» (1978 г., отец Кати Шумейко), «Шла собака по роялю» (1978 г., Громов), «Пробивной человек» (1978 г.), «Новые приключения капитана Врунгеля» (1978 г., Блок Сайлент), «По улице комод водили» (1978 г., Контролёр), «Мужчины и женщины» (1979 г.), «Пани Мария» (1979 г., Фотограф), «Пена» (1979 г., Кочевряжкин), «Приключения Электроника» (1979 г., Стамп, шеф гангстеров), «Бабушки надвое сказали» (1979 г., Михаил, изобретатель телепортера), «Москва слезам не верит» (1979 г.,  Круглов), «Поездка через город» (к/м, 1979 г., папа Егора), «Клуб самоубийц, или приключение титулованной особы» (1979 г., инспектор Трентон), «Открытая книга» (1979 г.,  отец Тани), «Вечерний лабиринт» (1980 г., Шеф), «Тегеран-43» (1980 г., Таксист), «Отпуск за свой счёт» (1981 г., Евдокимов), «Женщина в белом» (1981 г., Луи, слуга сэра Фэрли), «Будьте моим мужем» (1981 г., Отдыхающий на пляже), «Факты минувшего дня» (1981 г., Петр Данилыч), «Сильва» (1981 г., Генерал), «Сказка странствий» (1982 г., Адвокат), «Предчувствие любви» (1982 г., Экскаваторщик), «Не ждали, не гадали?» (1982 г., Дезинфектор), «Суббота и воскресенье» (к/м, 1982г., Скульптор), «Ищите женщину» (1982 г. клиент, месье Жак Антуан), «Принцесса цирка» (1982 г., Пеликан), «Срочно… Секретно… Губчека» (1982 г., Блейкин), «Комета» (1983 г., Гоша Боклевский), «Трест, который лопнул» (1983 г., Лже-Морган), «Время и семья Конвей» (1984 г., Эрнест Биверс), «Через все годы» (1984 г.),

«Преступление и наказание» (1969 г.)

В фильме Г. Данелия «Я шагаю по Москве» Владимир Басов сыграл эпизодическую, но очень смешную роль полотера. Возник этот персонаж случайно. В фильме не было критического отношения к жизни, модного в то время. Это отметили многие критики еще до выхода картины, разругали сценарий, так что роль недовольного всем полотера пришлось сочинять буквально на ходу в разгар съемок. Случайно по студии проходил Владимир Басов, его попросили помочь сыграть эпизод, и Басов согласился. Таким образом, в кино пришел выдающийся комический артист.

«Бег» (1970 г.)

Владимир Басов принимал участие в озвучивании мультфильмов: «Василиса Микулишна (1975 г., князь Владимир), «Храбрец-удалец» (1976 г.), «Мальчик-с-пальчик» (1977 г., барин), «Легенды перуанских индейцев» (1978 г., текст от автора), «Последняя невеста Змея Горыныча» (1978 г., Змей-Горыныч), «Шиворот-навыворот» (1981 г., чёрт-учитель), «Чертёнок № 13» (1982 г., чёрт-учитель), Боцман и попугай» (выпуск № 3, 1985 г., кинорежиссёр)

За военные заслуги Владимир Басов награжден орденом Отечественной войны I степени (1985 г.), орденом Красной Звезды, медалями.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964 г.), Народный артист РСФСР (1977 г.), Народный артист СССР (1983 г.).

«Совсем пропащий» (1973 г.)

Лауреат премии за лучший воспитательный фильм МКФ в Карловых Варах-54 «Школа мужества», лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз среди художественных фильмов» за 1964 год, Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1982 г.) — за фильм «Факты минувшего дня».

«Приключения Электроника» (1979 г.)

Владимир Павлович Басов скончался утром 17 сентября 1987 года от второго инсульта в своей московской квартире.

Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы (участок № 10).

В. П. Басов — выдающийся острохарактерный артист, талантливый режиссёр, один из самых загадочных и непонятых мастеров кино.

Наиболее ярко талант Басова-актера раскрывался в характерных ролях.

Особняком стоят его роли в детских фильмах: Дуремар в сказке «Приключения Буратино», Стамп в приключенческом фильме «Приключения Электроника» и Волк в фильме «Про Красную Шапочку».

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.