БАТАЙ, АНРИ ФЕЛИКС

Анри Феликс Батай (Henri Bataille) — французский поэт и драматург.

Родился в Ниме 4 апреля 1872 года в буржуазной семье (его отец был судьей Апелляционного суда Парижа).

Анри Батай рано потерял отца и мать. Его вырастила старшая сестра.

В четырнадцать лет он поступил в Школу изящных искусств. Впоследствии в 1901 году он издаст альбом своих литографий с портретами литературных знаменитостей начала ХХ века (Жюля Ренара, Андре Жида, Октава Мирбо). Художником Батай, однако, не стал, а увлекся литературой и начал писать пьесы и стихи.

После успеха его ранних пьес он решил сосредоточить свое внимание на драматургии. Батай автор пьес, основная тема которых — столкновение героини или героя с препятствиями, стоящими на пути их любви, влияние страсти на мотивацию человеческих поступков.

Перу Анри Батая принадлежат пьесы: «Прокаженная» (1896 г., театр «Комеди Паризьенн»), «Мама Колибри» (1904 г.,  театр «Водевиль»), «Наваждение» (1904 г., театр Одеон), «Свадебный марш» (1905 г., театр «Водевиль»), «Божественная трагедия» (1907 г.),  «Обнаженная» (1908 г., театр «Ренессанс»), «Скандал» (1909 г., театр «Ренессанс»), «Дева неразумная» (1910 г., театр «Жимназ»), «Дитя любви» (1911 г., Театр Порт Сен-Мартен), «Ночная бабочка» (1913 г., театр «Водевиль»), «Сестры Любовь» (1919 г.), «Квадратура любви» (1920 г.), «Нежность», (1921 г., театр «Водевиль»), «Владение» (1921 г., Театр де Пари), «Человеческая плоть» (1922 г., театр «Водевиль»), «Путешествие» (1937 г., посмертная премьера).

Батай автор инсценировки романа Л. Толстого «Воскресение» (1902 г., театр «Одеон»).

Во всяком возрасте свои гадости. Анри Батай.

Драмы Батая построены на внешних эффектах, развитии интриги. В тоже время он многому научился у драматургов школы Золя, умело изображал нравы, особенно среду художников. Однако среда, характер, психологизм — все это понадобилось Батаю только для того, чтобы детально, в разнообразных поворотах и проявлениях показывать роковую власть физиологии, бессилие человека перед инстинктом. Во имя инстинкта в пьесах Батая рушатся все привязанности, высокие помыслы, чувство благодарности, человечность.

Поздний Батай тяготел к театру идей и социальной драмы.

Драматургия Батая исследовала подсознательные мотивации Человека и оказала влияние на ряд французских драматургов (в том числе Жан-Жак Бернара).

 В 1930 году Морис Шевалье исполнил песню на слова Анри Батая (композитор Виктор Шертсинже) «Париж, я тебя люблю», которая пользовалась чрезвычайной популярностью.

Мой Париж, город-идеал, моя прекрасная столица, прощай…

нет, до свидания.

Сердце сжимается, как при расставании с возлюбленной…

Ты быстро позабудешь обо мне, но я навеки останусь твоим,

отдав всю свою душу за одну твою улыбку…

В начале ХХ века в России ставились пьесы Батая: «Дева неразумная», «Дитя любви», «Мама колибри» (в главной роли М. Г. Савина), «Светочи», «Ночная бабочка», позднее – «Нежность», «Обнаженная», «Обладание». В СССР пьесы Батая почти не ставились. А. В. Луначарский писал, что Батай «сентиментальный, манерный, эфемерный писатель, нездоровое порождение декаданса».

Анри Батай умер в своем имении «Старый Маяк» 2 марта 1922 года.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.