БАСИЛАШВИЛИ, ОЛЕГ ВАЛЕРИАНОВИЧ

Олег Валерианович Басилашвили (ოლეგ ბასილაშვილი) — советский и российский актёр театра и кино.

Родился 26 сентября 1934 года в семье Валериана Ношревановича Басилашвили и Ирины Сергеевны Ильинской. Отец — директор Московского политехникума связи, мать — доктор филологических наук, автор «Словаря языка Пушкина». Дед Олега Басилашвили по отцовской линии был грузинским крестьянином, а по линии матери — известный архитектор храмов, окончил духовную академию.

Детство Олега Басилашвили прошло в Москве, и было весьма обычным. Однако будущий актер уже в те годы буквально грезил театром: «Я плохо учился в школе и ни на что другое не претендовал. Математика — гроб полный. И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался. Мир «Синей птицы» Метерлинка: «Вот мы не нашли синюю птицу, дети, может, вы вырастете и найдете ее и поможете вашей соседке?» До сих пор я это чувствую. «Три сестры» Немировича — тоже до сих пор. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, — мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там. Я даже думал — вот какой я был странный человек! — думал: фашисты опять нападут на Москву, вот они будут приближаться к Художественному театру, а я лягу вот там на крыше с пулеметом и буду его защищать. Причем ни к одному из других театров у меня не было такого отношения. В них не было нравственного клея, а во МХАТе это было главное».

В 1956 году Басилашвили поступил в школу-студию МХАТ на курс Павла Массальского. Вместе с ним учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Татьяна Доронина.

 Татьяна Доронина вскоре станет женой Басилашвили. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом.  Их роман был бурным и вскоре завершился свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, — вспоминает педагог Иван Тарханов. — Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!»  Восемь лет спустя они разведутся: «Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе. Наш брак длился восемь лет … Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился … Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».

По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину и Олега Басилашвили  распределили в Сталинградский драматический театр. Однако недолго проработав на периферии, амбициозные молодые актеры уезжают в Ленинград, где поступают в Театр имени Ленинского комсомола. Среди ролей Басилашвили сыгранных в этом театре — Обломов (по «Обломову» И. А. Гончарова), Федор («В поисках радости» В. С. Розова), Гоша Филиппов («Чудесный сплав» М. В. Киршона).

В 1959 году он был приглашён в труппу Большого драматического театра им. М. Горького (ЛБДТ). Принимал участие в постановках Георгия Товстоногова («Варвары», «Океан», «Горе от ума», «Три сестры», «История лошади»).

Спектакль «Три сестры» (1965 год).

С 1967 года в творчестве Олега Басилашвили преимущественное развитие получает комедийная грань дарования. Главные черты многочисленных его работ конца шестидесятых–восьмидесятых годов — ироничность, некоторая отстраненность от образа, пластическая виртуозность.

Басилашвили — мастер перевоплощения. Среди лучших театральных работ: порхающий Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1972 г.), блестящий и пустой Серпуховский («История лошади» по Л. Н. Толстому, 1975 г.), благодушествующий обыватель Басов («Дачники» М. Горького, 1978 г.), гротесковый Джингль («Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу, 1978 г.), шаржированный Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, 1985 г.). Особняком стоит роль Войницкого («Дядя Ваня» Чехова, 1982 г.), в образе которого артисту удалось передать истинно чеховский сплав трагического мироощущения и мягкого юмора. Сам актер считает лучшей ролью в театре работу в спектакле по пьесе Шукшина «Энергичные люди».

Среди театральных работ Олега Басилашвили: Жених ««Два труса», по водевилю Э. Лабиша (1954 г., Школа-студия МХАТ), Милан Стибор «Такая любовь», по пьесе П. Когоута (1958 г., ЛБДТ), Степан Лукин «Варвары», по пьесе М. Горького (1959 г., ЛБДТ), Афанасий Лапченко «Иркутская история», по пьесе А. Н. Арбузова (1960 г., ЛБДТ), Мичман Кнорис  «Гибель эскадры», по пьесе А. Е. Корнейчука (1960 г., ЛБДТ), Куклин «Океан», по пьесе А. П. Штейна (1961 г., ЛБДТ), Медынский «Старшая сестра», по пьесе А. Володина (1961 г., ЛБДТ), Сказочник — «Снежная королева», по пьесе Е. Л. Шварца(1962 г., ЛБДТ), Господин N  «Горе от ума», по пьесе А. С. Грибоедова (1962 г., ЛБДТ), Валерьян  «Перед ужином», по пьесе В. С. Розова (1963 г., ЛБДТ), Бучер  «Карьера Артуро Уи», по пьесе Б. Брехта (1963 г., ЛБДТ), Феликс  «Еще раз про любовь», по пьесе Э. С. Радзинского (1964 г., ЛБДТ), Андрей Прозоров — «Три сестры», по пьесе А. П. Чехова (1965 г., ЛБДТ), Начальник Линевского — «Сколько лет, сколько зим», по пьесе В. Ф. Панова (1966 г., ЛБДТ), Родионов «Традиционный сбор», по пьесе В. С. Розова (1967 г., ЛБДТ), Ксанф «Лиса и виноград», по пьесе Г. Фигейредо (1967 г., ЛБДТ), Крестовников «Счастливые дни несчастливого человека», по пьесе А. Н. Арбузова (1968 г., ЛБДТ), Верной «Король Генрих IV», по пьесе У. Шекспира (1968 г., ЛБДТ), Лева «С вечера до полудня», по пьесе В. С. Розова (1969 г., ЛБДТ), Автор «Два театра», по пьесе Е. Шанявского (1969 г., ЛБДТ), Бочаров «Беспокойная старость», по пьесе Л. Н. Рахманова (1970 г., ЛБДТ), полковник Зотов «Третья стража», по пьесе Г. А. Капралова (1970 г., ЛБДТ),  Шатунов «Выпьем за Колумба», по пьесе Л. А. Жуховицкого (1971 г., ЛБДТ), Хлестаков «Ревизор», по пьесе Н. В. Гоголя (1972 г., ЛБДТ), Людовик Великий «Мольер», по пьесе М. А. Булгакова (1973 г., ЛБДТ), Простой человек «Энергичные люди», по пьесе В. М. Шукшина (1974 г., ЛБДТ), Серпуховской «История лошади» по повести Л. Н. Толстого (1975 г., ЛБДТ), Басов «Дачники», по пьесе М.Горького (1976 г., ЛБДТ), Копылов «Тихий Дон», по пьесе М. А.Шолохова (1977 г., ЛБДТ), Джингль «Пиквикский клуб», по роману Ч.Диккенса (1978 г., ЛБДТ), Режиссёр «Наш городок», по пьесе Т.Уайлдера (1979 г., ЛБДТ), Лыняев «Волки и овцы», по пьесе А. Н. Островского (1980 г., ЛБДТ), 1-й офицер «Оптимистическая трагедия», по пьесе В. В. Вишневского (1981 г., ЛБДТ), Иван Петрович Войницкий «Дядя Ваня», по пьесе А. П. Чехова (1982 г., ЛБДТ), Брызгалов «Кафедра», по пьесе В. В. Врублевской (1983 г., ЛБДТ), Мамаев — «На всякого мудреца довольно простоты», по пьесе А. Н. Островского (1985 г., ЛБДТ), Барон «На дне», по пьесе М.Горького (1987 г., ЛБДТ), Илл «Визит старой дамы», по пьесе Ф. Дюрренматта (1989 г., ЛБДТ), Дэнфорт — «Салемские колдуньи», по пьесе А.Миллера (1991 г., БДТ), Гаев — «Вишневый сад», по пьесе А. П. Чехова Миллера (1993 г., БДТ), Креон «Антигона», по пьесе Ж. Ануя (1996 г., БДТ), Уильям Уоррен, Сидней Николс, Марвин Майклз «Калифорнийская сюита», по пьесе Н. Саймона  (1999 г., БДТ), Сэр Джон «Костюмер», по пьесе Р. Харвуда (2000 г., БДТ), Нильс Бор «Копенгаген», по пьесе М. Фрейна (2004 г., БДТ), Уилфред Бонд «Квартет», по пьесе Р. Харвуда (2005 г., БДТ), Князь К. «Дядюшкин сон», по повести Ф. М. Достоевского (2008 г., БДТ), Норман Тэйер «Лето одного года», по пьесе «На золотом озере» Р. Харвуда (2010 г., БДТ).

Спектакль «Костюмер». Олег Басилашвили — сэр Джон. (2002 год).

В кино Олег Басилашвили дебютировал в 1956 году ролью Андрея Андреевича в фильме Григория Никулина и Владимира Шредера «Невеста».

«Невеста».

На его счету много разнохарактерных ролей, продемонстрировавших широкий творческий диапазон. Среди режиссеров, с которыми работал актер, можно назвать Михаила Швейцера, Семена Арановича, Карена Шахназарова, Анатолия Бобровского, Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, но наибольший успех сопутствовал ему в фильмах, поставленных Георгием Данелия и Эльдаром Рязановым. Сыгранные у этих режиссеров роли стали лучшими в творчестве Олега Басилашвили — Самохвалов в комедии «Служебный роман», граф Мерзляев в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», Платон Громов из «Вокзала для двоих», Андрей Бузыкин в «Осеннем марафон»», Горюнов в «Предсказании».

«Я никогда не шел на то, что мне не нравится. Есть фильмы, где я плохо играю. Вот там стыдно. Ну, не вышло. Но таких — мало. Я всегда снимался в фильмах, которые были мне интересны». Олег Басилашвили.

После вынужденного простоя, вызванного кризисом российского кинематографа после развала СССР, Басилашвили вновь вернулся на экран лишь в конце девяностых годов. В 1998 году он снялся в сатирической комедии «Судья в ловушке» по Генри Филдингу. В 2001 году – в картине Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений». Лента получила Гран-при на фестивале Кинотавр. Среди других работ актера этого периода можно отметить роли профессора Федорова в фильме «Романовы — венценосная семья» (2001 г.), генерала Епанчина в телевизионном фильме «Идиот» (2003 г.), Воланда в сериале «Мастер и Маргарита» (2005).

Олег Басилашвили снялся в кинофильмах: «Невеста» (1956 г.), «Горячая душа» (1959 г., Стрельников), «Поднятая целина» (1959 -1961гг.), «Гранатовый браслет» (1964 г., Василий Львович), «Заговор послов» (1965 г., Роберт Локкарт), «Старшая сестра» (1966 г., Медынский), «Живой труп» (1968 г., Виктор Михайлович Каренин), «Невероятный Иегудиил Хламида» (1969 г., Костерин), «Мёртвые души» (ТВ, 1969 г.), «Баллада о Беринге и его друзьях» (1970 г, Князь Долгоруков), «Возвращение «Святого Луки» (1971 г., Инженер Лоскутов), «Подзорная труба» (к/м, 1973 г., Папа), «Вечный зов» (1973 г., Лахновский), «День приёма по личным вопросам» (1974 г., Дятлов), «Врача вызывали?» (1974 г., Пётр Иванович, главврач поликлиники № 8), «Выбор цели» (1974 г., Паш), «Воздухоплаватель» (1975 г, Дмитрий Тимофеевич Пташников), «Раба любви» (1976 г., Южаков), «Всегда со мной» (1976 г.), «Смешные люди» (1976 г.), «Дни Турбинных» (1976 г., Владимир Робертович Тальберг), «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976 г., Юрген Кройцман), «Служебный роман» (1978 г, Самохвалов), «Особых примет нет» (1978 г., Николаев), «Ограбление в полночь» (1978 г.), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979 г., Чиновник), «Осенний марафон» (1979 г., Андрей Павлович Бузыкин), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980 г., Граф Мерзляев), «Вокзал для двоих» (1982 г., Платон Рябинин), «Вечный зов» (1979-1983 г., Лахновский), «И вот пришёл Бумбо…» (1984 г.), «Противостояние» (1985 г., Костенко), «Грустить не надо» (музыкальный телефильм, исполнение песни,1985 г.), «Соучастие в убийстве» (1986 г.), «Курьер» (1986 г., Семён Кузнецов, отец Кати), «Лицом к лицу» (1986 г.), «Дядя Ваня» (телеспектакль, 1986 г.), «Город Зеро» (1988 г., Чугунов, писатель), «Большая игра» (1988 г.), «Чернов» (1990 г. Ермак), «Небеса обетованные» (1991 г., Фёдор Степанович Елистратов), «Дело Сухово-Кобылина» (1991 г.), «Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя» (1992 г.), «Предсказание» (1993 г., Олег Горюнов), «Сны» (1993 г., Граф Призоров), «Танцующий ангел» (1993 г.), «Орёл и решка» (1995 г., Профессор Савицкий), «Театр Чехонте. Картинки из недавнего прошлого» (1996 г., Пётр Николаевич, председатель суда), «Судья в ловушке (1998 г., Скуизом), «Что сказал покойник» (1999 г., Шеф гангстеров), «Романовы. Венценосная семья» (2000 г. Профессор Фёдоров), «Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат» (2000 г., Прохоренко),  «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001 г., Прохоров / Папа Александр VI), «Азазель» (2002 г., Генерал Мизинов), «Под крышами большого города» (2002 г, Димов), «Идиот» (2003 г., Генерал Епанчин), «Дорогая Маша Березина» (2004 г.), «Мастер и Маргарита» (2005 г., Воланд, Афраний — голос), «Ленинградец» (2005 г., Савицкий), «Сонька Золотая Ручка» (2006 г., Левит Санданович), «Ликвидация» (2007 г., Игорь Семенович, эзотерик), «Большой вальс» (2008 г.), «Не думай про белых обезьян» (2008 г., Один из Авторов), «Вербное воскресенье» (2009 г., Геннадий Матвеевич Никитин, дед Артура, член Политбюро ЦК КПСС), «Марево» (2010 г., Афанасий Иванович), «Демон и Ада» (2010 г.), «Взятки гладки» (2010 г., Господин Вышневский).

«Дни Турбинных».

Басилашвили  принимал участие в озвучивании фильмов: «Плохой хороший человек» (1973 г.), «Крах инженера Гарина» (1973 г., Роллинг), «Небесные ласточки» «1976 г., Лейтенант Фернан Шамплатрэ), «Про Веру и Анфису» (мультфильм, 1986 г.), «Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса тушат пожар» (мультфильм, 1987 г.), «Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса на уроке в школе» (мультфильм, 1988 г.), «Мастер и Маргарита» (2005 г, Афраний, начальник тайной стражи), «Океаны» (2010 г.).

В 1997 году актер записал CD-диск «Дождевые псалмы» (автор песен Виктор Мальцев).

В 2006 году  участвовал в выпуске книги «Автограф века».

«Служебный роман».  (1977 год).

Олег Басилашвили Заслуженный артист РСФСР (1969 г.), Народный артист РСФСР (1977 г.), Народный артист СССР (1984 г.).

Кавалер орденов: «Трудового Красного Знамени» (1979 г.), «Дружбы» (1994 г.), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004 г.), «За заслуги перед Отечеством» III степени (2009 г.), Президентского ордена «Сияние» (2010 г., Грузия).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979 г.)

Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры, Премии «Золотой софит» за лучшую мужскую роль (1997 г.), Премии «Кумир» (2007 г.), Премии «Золотая маска» за лучшую мужскую роль (2009 г.), Международной театральной премии им. К. С. Станиславского в номинации «за вклад в развитие российского театра» (2009 г.), Премии «Золотая Маска» (2009 г.).

Почётный член Российской академии художеств.

С 2002 года – академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.

«О бедном гусаре замолвите слово».  (1980 год).

В 1990-1993 годах Олег Басилашвили народный депутат РСФСР (Российской Федерации). В 1995 году входил в состав регионального списка кандидатов в депутаты Госдумы РФ от избирательного блока «Демократический выбор России — Объединенные демократы».

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.