БАНИОНИС, ДОНАТАС

Донатас Юозович (Юозасович) Банионис (Donatas Banionis) — советский и литовский актёр и режиссёр.

Родился 28 апреля 1924 года в Каунасе. Отец — Юозас Банёнис, мать — Она Блажайтите-Банёнене.

Отец Донатаса Банионис был активным участником революционных событий 1905 и 1917 годов, участвовал в Первой мировой войне, был ранен, не раз сидел в тюрьмах за политические убеждения, затем эмигрировал в Бразилию. Мать, оставшись с двумя детьми, терпела много лишений. После возвращения Юозаса Баниониса в Литву жить семье стало немного легче, хотя денег по-прежнему не всегда хватало. Отец и мать участвовали в рабочей самодеятельности, хорошо пели, да и познакомились они на одной из репетиций хора.

Банионис учился в Первой ремесленной школы Каунаса по специальности – керамист. В эти годы он поступил в драматический кружок при Палате труда.

В 1940 году на основе этого коллектива был создан профессиональный театр, который возглавил Юозас Мильтинис.  Вскоре театр переезжает из Каунаса в Паневежис.

В 1944 году Донатас Банионис окончил студию при Паневежском театре, став профессиональным актёром. С тех пор жизнь актёра неразрывно связана с Паневежисом.

На сцене театра Донатас Банионис сыграл более ста ролей, в том числе в спектаклях: «Смерть коммивояжёра» А. Миллера (Вилли Ломен), «Ревизор» Н. В. Гоголя (Иван Кузьмич, 1945, Городничий, 1977), «Лжец» К. Гольдони (Октавий, 1952), «Как закалялась сталь» Н. Островского (Павел Корчагин, 1952), «Гедда Габлер» Г. Ибсена (Тесман, 1957), «Там, за дверью» В. Борхерта (Бекман, 1966), «Кафедра» В. Врублевской (Брызгалов, 1980), «Соломенная шляпка» Эжена Лабиша и Марк-Мишеля, «Предложение» А. П. Чехова, «Севильский цирюльник» П. Бомарше.

Сцена из спектакля «Встреча».

В 1980 году после ухода на пенсию Юозаса Мильтиниса Донатас Банионис был назначен главным режиссёром театра.

Руководил театром до 1988 года. За это время были поставлены несколько новых спектаклей: «Амадей», «Три мешка сорной пшеницы», «Вечер»,  «Три сестры» А. П. Чехова, «Бидерман и поджигатели» М. Фриша, «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ, «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери.

В эти же годы окончил Государственную консерваторию Литовской ССР (1982-1984 гг.).

В девяностые годы Банионис сыграл в театре ряд ролей в том числе: Швитер («Метеор» Фр. Дюренмата), Варавин («Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина), Лебедев («Иванов» А. П. Чехова), Старик («Миндаугас» Ю. Марцинкевичюса, 1994 г.), Норман («На Золотом озере» Е. Томпсона, 1996 г.), Ч. Чейни («Круг» С. Моэма, 1996 г.), Эндрю («Любовные письма» А. Гарни, 1997 г.), Гранд-Скубик («Самоубийца» Н. Эрдмана, 1998), «Дальше тишина» (2000 г.).

1 января 2001 года Донатас Банионис уволился из штата Паневежского театра. Причиной его увольнения стала осуществляемая в Литве пенсионная реформа, согласно которой лица, получающие государственные пенсии и продолжающие работать, должны определиться: либо уйти с работы, либо лишиться пенсии. По словам Баниониса, ему выгоднее сохранить пенсию, чем остаться в штате и «жить на жалкую зарплату литовского актера».

В кинематографе Донатас Банионис дебютировал в 1959 году в роли Дауса в картине «Адам хочет быть человеком». Он создал целый ряд образов, по праву являющихся классикой советского киноискусства. В главных фильмах актера – «Никто не хотел умирать» (Вайткус, 1965 г.), «Мертвый сезон» (Ладейников, 1968 г.), «Солярис» (Крис Кельвин, 1972 г.), «Гойя, или тяжкий путь» (Гойя, 1971 г.), «Бетховен — дни жизни» (Бетховен, 1976 г.) — важны были не особенности жанрового воплощения, а сама внутренняя суть сыгранных персонажей, их психологическая многомерность.

Кадр из фильма «Никто не хотел умирать».

«Баниониса называли «интеллектуальным» актером … Банионис — и глубоко чувствующий, лепящий образ «вовнутрь». Он строит интерьер души. Строит лабиринты познания… Его перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его внешность — внутри. Его лицо — внутри. Оно соткано из эмоций» Витаутас Жалакявичус.

Банионис работал с ведущими отечественными и зарубежными режиссерами: В. Жалакявичусом, Г. Козинцевым, М. Калатозовым, С. Кулишом, М. Швейцером, А. Тарковским, К. Вольфом, Х. Земаном.

Всенародную славу Банионису принесла роль разведчика Ладейникова в фильме Саввы Кулиша «Мертвый сезон». Как признавался сам актер, на пробах к фильму он не особо старался, поскольку считал, что роль не его. Действительно, до этой картины кинематограф преподносил нам разведчиков, как высоких, стройных красавцев. Фильм «Мертвый сезон» ломал эти стереотипы. Пред нами возник невысокий, немного грузный, усталый человек. Фильм вышел за рамки шпионского детектива — Банионис сумел передать будничность работы разведчика, в которой больше ожидания и размышления, чем собственно действия.

Кадр из фильма «Мертвый сезон».

Сложным было отношение актера к  фильму «Солярис», в котором он сыграл главную роль — Криса Кельвина в рамках, жестко очерченных деспотической режиссурой Тарковского.

Кадр из фильма «Солярис».

Актер исполнил роль великого Бетховена («Бетховен. Дни жизни» 1976 г., режиссер Х. Земан, ГДР), Президента в «Кентаврах» (1979, режиссер В. Жалакявичус), чьим прообразом был Сальватор Альенде.

В фанатичном садисте Тителе («Факт» 1980 г., режиссер В. Жалакявичюс), сановном «госте из Вильнюса» («Извините, пожалуйста», 1982 г., режиссер В. Жалакявичюс), воротиле подпольного бизнеса Митриче («Змеелов», 1986 г., режиссер В. К. Дербенев) Банионис шел больше от внешнего, гротескно-сатирического (а порою – зловещего) рисунка роли.

Одной из последних ролей Донатаса Баниониса в кино стала роль Старика в литовско-французской картине «Двор» (1999 г.), представленной во внеконкурсной программе Каннского фестиваля.

В 2002 году режиссер Евгений Татарский пригласил Донатаса Баниониса на роль Ниро Вульфа в сериале «Ниро Вульф и Арчи Гудвин». Немало пришлось потрудиться гримерам и костюмерам — особая примета Ниро Вульфа — огромный вес, около ста пятидесяти килограммов. Для создания «фигуры» Банионису пришлось крепить специальный накладной живот из поролона.

У Донатаса Баниониса литовский акцент и поэтому в фильмах его озвучивали актеры Зиновий Гердт, Игорь Ефимов, Петр Шелохонов, но в большинстве фильмов он говорил голосом  Александра Демьяненко. Этот голос настолько прочно закрепился за обликом Баниониса, что зрители были уверены в его принадлежности литовскому артисту.

Кадр из фильма «Маленький принц».

Донатас Банионис исполнил роли в фильмах: «Марите» (1947 г.,  «Мосфильм», эпизод в массовке), «Адам хочет быть человеком» (1959 г., Даус), «Хроника одного дня» (1964 г., Донатас), «Марш! Марш! Тра-та-та» (1965 г., Майор Чертополох), «Никто не хотел умирать» (1965 г,  Вайткус), «Берегись автомобиля» (1966 г., пастор), «Маленький принц» (1966 г., (несколько ролей), «Операция «Трест» (1967 г. Эдуард Стауниц), «Житие и вознесение Юрася Братчика» (1968 г., иезуит Флориан Босяцкий), «Мёртвый сезон» (1968 г., Ладейников), «Красная палатка» (1969 г.), «Король Лир» (1970 г.,  герцог Олбенский), «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1971 г., Франсиско Гойя), «Красный дипломат» (1971 г., Савва Морозов), «Командир счастливой «Щуки» (1972 г., Виктор Юозович Шеркнис, комиссар Щ-721), «Солярис» (1972 г., Крис Кельвин), Капитан Джек (1972 г., Митя), «Открытие (Рукопись академика Юрышева)» (1973 г. Юрышев), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975 г., Мак-Кинли), «Бетховен — дни жизни» (1976 г., Бетховен), «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976 г., Фердинанд Люс), «Вооружён и очень опасен» (1977 г., Габриэль Конрой), «Мама, я жив!» (1977 г., ГДР), «Сумка инкассатора» (1977 г., следователь), «Кентавры» (1978 г., Президент), «Цветение несеяной ржи» (1978 г., Петрушонис), «Особых примет нет» (1978 г., Гартинг, Аркадий Михайлович), «Где ты был, Одиссей?» (1978 г., «Одиссей», советский разведчик), «Территория» (1979 г., Илья Чинков), «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» (1979 г., «Председатель», Ник Никлз), «Андрюс» (1980 г., Раупленас), «Зелёная куколка» (короткометражный в киноальманахе «Молодость» № 2,1980 г.), «Факт» (1980 г., полковник Титель), «Медовый месяц в Америке» (1981 г.), «Детский мир» (1982 г., Распоркин), «Никколо Паганини» (1982 г., Луиджи Джерми), «Извините, пожалуйста» (1982 г., гость), «Змеелов» (1985 г., Митрич), «Грядущему веку» (1985 г., Рино Феличе), «Крик дельфина» (1986 г., Бар-Матай), «Загон» (1987 г., Гарри Майлстоун), «На исходе ночи» (1987 г.), «13-й апостол» (1988 г.), «Вход в лабиринт» (1989 г. Мазарди), «Живая мишень» (1990 г., Павел Васильевич, «Хозяин»), «Депрессия» (1991 г., старик), «Пьющие кровь» (1991 г.), «Семь дней после убийства» (1991 г.), «Ятринская ведьма» (1991 г.), «Без улик» (1992 г.), «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» (1994 г.),  «Двор» (1999 г., Старик), «Только раз…» (2001 г.), «Ниро Вульф и Арчи Гудвин» (2001 г., Ниро Вульф), «Каунасский блюз» (2004 г.), «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко» (2005 г., Свенельд), «Ленинград» (2007 г., Тойво), «Тадас Блинда» (2011 г., Михаил Муравьев).

Кадр из фильма «Бегство мистера Мак-Кинли».

Донатас Банионис Народный артист Литовской ССР (1973 г.),  Народный артист СССР (1974 г.)

Лауреат Государственной премии СССР  1967 года (фильм «Никто не хотел умирать»), Национальной премии ГДР 1972 года  (фильм «Гойя, или Тяжкий путь познания»), Государственной премии СССР 1977 года  (фильм «Бегство мистера Мак-Кинли»).

Обладатель призов: ВКФ (1966 г., Первый приз актёру, фильм «Никто не хотел умирать»), МКФ в Карловых Варах (1966 г., Приз за исполнение мужской роли, фильм «Никто не хотел умирать»), МКФ приключенческих фильмов в Софии (1969 г.,  Премия исполнителю главной роли, фильм «Мёртвый сезон»), МКФ детского кино в Москве (2004 г.,  Приз Фонда Ролана Быкова «За многолетнее плодотворное сотрудничество с кинематографистами России»)

Кадр из фильма «Король Лир».

Банионис отмечен Медалью им. Ханжонкова в номинации «За выдающийся вклад в киноискусство» (1999 г.) и  Призом им. П. Луспекаева «Госпожа удача» «За мужество и выдающиеся заслуги в творчестве» — Открытый Фестиваль кино стран СНГ и стран Балтии «Киношок-99».

Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (1994 г.), награжден Большим командорским крестом ордена «За заслуги перед Литвой» (2004 г.), Орденом Дружбы (Россия, 1999 г.), Орденом Почёта (2009 г., Россия).

Почётный гражданин города Паневежис (1999 г.)

Донатас Банионис увековечен в «Галерее славы» торгового и развлекательного центра «Акрополис» (по итогам голосования посетителей интернет-страницы центра) в Вильнюсе: 28 апреля 2005 года, в связи с 81-летием актёра, была открыта мемориальная таблица с отпечатком его руки (скульптор Тадас Гутаускас)

Донатас Банионис блестяще владеет техникой внутреннего перевоплощения. Созданные им образы отличает психологическая и бытовая достоверность, выразительность и пластическая заостренность внешнего рисунка роли.

В июле 2014 года актер пережил клиническую смерть.

2 сентября 2014 года у него случился инсульт.  Донатас Юозович (Юозасович) Банионис скончался а 4 сентября 2014 года в Вильнюсе.

Похоронен В Вильнюсе на Антакальнисском кладбище

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.