АДАБАШЬЯН, АЛЕКСАНДР АРТЕМОВИЧ

 
Александр Артёмович Адабашьян – российский киносценарист, художник, режиссёр, актёр.

Родился 10 августа 1945 года в Москве. Мать – Бархударова Валентина Никитична, преподаватель немецкого языка. Отец – Адабашьян Артём Карпович, инженер, начальник Главка в Министерстве монтажных и строительных работ

В 1962 году он поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Во время летней практики работал на съемках картины «Спокойный день в конце войны» (дипломная работа режиссера Н. Михалкова, 1970 г.). В том же 1970 году в качестве художника-постановщика (совместно с А. Родионовым) принял участие в съемках картины «Петрухина фамилия». В 1971 году окончил факультет художественной обработки металлов Московского высшего художественно-промышленного училища.

«Город принял» (1979 г.).

В качестве автора сценариев и художника Александр Адабашьян принял участие в работе над фильмами: «Поклонник» (1973 г.), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (с И. В. Шретер, 1974 г.), «Раба любви» (1976 г.), «Матерь человеческая» (1976 г.), «Неоконченная пьеса для механического пианино»  (по мотивам произведений А. П. Чехова, 1977 г.), «Транссибирский экспресс» (1978 г.), «Пять вечеров» ((по пьесе А. М. Володина, 1979 г.), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (по роману И. А. Гончарова, 1979 г.), «Родня» (1981 г.), «Рецепт её молодости» (1983 г.), «Воскресные прогулки» (1984 г.), «Выигрыш одинокого коммерсанта» (1984 г.), «Мой любимый клоун» (1986 г.), «Очи чёрные» (по А. П. Чехову, 1987 г.), «История одной бильярдной команды» (1988 г.), «Одинокий охотник» (1989 г.), «Испанская актриса для русского министра» (1990 г.), «Мадо, до востребования» (1990 г., Франция), «Агенты КГБ тоже влюбляются» (1991 г.), «Как два крокодила» (1994 г.), «Tempo del amore» (1999 г.), «Ку! Кин-дза-дза» (соавтор сценария, 2013 г.), «Собачий рай» (2013 г.).

В 1990 году состоялся режиссерский дебют Александра Адабашьяна – картина «Мадо, до востребования». В 1990 году на МКФ в Равенне фильм получил приз Молодежного жюри, был номинирован на премию «Сезар», получил приз М. Симона за лучшую женскую роль. В Канне в конкурсе «Перспектива» картина получила первую премию и в числе двенадцати лучших французских фильмов приняла участие в фестивале французского кино в Майами (США). В 1996 году он снимает документальную ленту из цикла «Чтобы помнили…» посвященную актеру Юрию Богатыреву. В 2002 году на экраны вышел фильм Адабашьяна «Азазель» (по роману Б. Акунина). На конечной стадии съемок в результате возникших разногласий с продюсерами, существенно изменившими текст отснятого материала, режиссер снял свою фамилию из титров.

«Два гусара» (1984 г.).

Александр Адабашьян снялся в ряде фильмов, в частности: «24-25 не возвращается» (1968 г., сотрудник бакинской милиции), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974 г., гонец), «Пять вечеров» (1979 г., Тимофеев), «Город принял» (1979 г., Марчелло), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» (1981 г, дворецкий Джон Бэрримор), «Родня» (1981 г., официант), «Полёты во сне и наяву» (1982 г., скульптор), «Поцелуй» (1983 г., Сергей фон Раббек), «Храни меня, мой талисман» (1986 г., мсье Дардье), «Обвиняется свадьба» (1986 г., Борис Горин, тамада), «Очи чёрные» (1987 г., медперсонал в санатории), «Мадо, до востребования» (1990 г., Франция), «Присутствие» (1992 г.), «Московские каникулы» (1995 г.), «Президент и его внучка» (1999 г., доктор), «Форт Боярд» (2004 г., Звездочёт Фура), «Мастер и Маргарита» (2005 г., Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа), «Заколдованный участок» (2006 г., геодезист Михалыч), «Девять месяцев» (2006 г., сериал), «12» (2007 г., судебный пристав), «Кин-дза-дза-дза!» (2008 г., анимационный фильм, озвучивание), «Домовой» (2008 г., издатель), «Плюс один» (2008 г., мужчина у ларька), «Древние восточные церкви» (2008 г., Ведущий), «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» (2010 г., партийный функционер), «Человек с бульвара Капуцинок» (2010 г., Строитель-философ), «Слон» (2010 г.), «Поцелуй сквозь стену» (2011 г.,  Ярило Ольгович), «Московский декамерон» (2011 г., Художник по костюмам), «Криминальные обстоятельства» (2011 г.),«Ку! Кин-дза-дза» (2013 г., озвучивание  - робот Абрадокс), «Пётр Лещенко. Всё, что было…» (2013 г., бармен Поль), «Шерлок Холмс» (2013 г., редактор), «Солнечный удар», 2014 г., фотограф), «Без границ» (2015 г., фотограф), «Герой» (2016 г., Чиж), «Бедные люди» (2016 г., издатель).

Адабашьян является также режиссером–постановщиком опер «Борис Годунов» (1997, Мариинский театр), «Хованщина» (1998, Ла Скала).

Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров и в Европейской сценарной студии «EQUINOXE» (Франция).

Заслуженный художник РСФСР (1983 г.).

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2016 г.).

Лауреат Государственной премии Казахской ССР им. К. Байсеитовой (1978 г.), Молодежного жюри МКФ «Европа чинема» в Равенне за фильм «Мадо, до востребования» (1990 г.), Лауреат премии имени Флайяно «Серебряный пегас» (1991 г.), Лауреат премии имени Феллини за лучший европейский сценарий (1993 г.), призер VII Российского фестиваля кинокомедий (2006 г.), Специальный приз жюри «За современный стиль киномышления» на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге за фильм «Собачий рай» (2013 г.), номинация на премию «Золотой орёл» «За лучший сценарий»  — фильм «Собачий рай» (2014 г.).

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.