БАХ, ИОГАНН СЕБАСТЬЯН

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) — немецкий композитор, органист-виртуоз, клавесинист,  музыкальный педагог.

Родился 21 марта (по грегорианскому календарю 31 марта) 1685 года в тюрингском городе Эйзенах (Саксен-Эйзенах), в семье музыканта
Иоганна Амвросия Баха и Элизабет Леммерхирт.

Предки Баха славились своей музыкальностью с начала XVI века. Известно, что прапрадед композитора (булочник по профессии) играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи.

В 1693 году Иоганн Себастьян поступает в церковную школу. Но уже в 1694 году умирает его мать, а в 1695 году – отец. Мальчика забирает на воспитание старший брат Иоганн Христоф живший в Ордруфе.

Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее — он вечный…  Р. Шуман.

С 1696 по 1700 год Бах учится в Ордруфском лицее и занимается музыкой под руководством брата. По ночам при свете луны Иоганн он переписывает ноты – в результате у него начинает портиться зрение. В этот период своей жизни Иоганн Себастьян познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов (Пахельбеля, Фробергера) и возможно с произведениями композиторов Северной Германии и Франции.

Школьный учитель рекомендует Баху отправиться в Люнебург, в известную школу при церкви Святого Михаэля. Будущий композитор проходит пешком триста километров из Центральной Германии в Северную и 15 марта 1700 года его зачисляют певчим в эту школу.

В Люнебурге Бах живет на полном пансионе и даже получает небольшую стипендию. Одним из наставников будущего композитора становится мастер-органист Георг Бём.

После окончания школы в 1702 году Бах имеет право поступить в университет, но не может себе этого позволить по материальным соображениям.

В апреле 1703 года будущий композитор переезжает в Веймар, где служит скрипачом в капелле «Красного замка» принца Иоганна Эрнеста Саксонского.

А в августе того же года перебирается в Арнштадт на должность смотрителя органа в соборе Святого Бонифация. Здесь он работает три дня в неделю, получая при этом относительно высокое жалование. В этот период Бах создал много органных произведений. Апрель 1704 года ознаменовался исполнением первой кантаты композитора.

Цель музыки — трогать сердца. Иоганн Себастьян Бах

В том же 1704 году Бах познакомился со скрипачом фон Вестхофом, который оказал большое влияние на творчество Баха.

В 1705-1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев, где он познакомился с игрой композитора Букстехуде. Первый биограф Баха Форкель пишет, что Иоганн Себастьян прошёл более сорока километров пешком, чтобы послушать выдающегося музыканта.

15 июня 1707 года Бах утвержден в должности органиста собора Святого Власия в Мюльхаузене. Здесь у него были несколько большие возможности, чем в Арнштадте, но явно недостаточные для того, чтобы, говоря словами самого Баха, «исполнять … регулярную церковную и вообще по возможности способствовать … развитию почти повсеместно набирающей силу церковной музыки, для чего накоплен … обширный репертуар отменных церковных сочинений (Прошение об отставке, посланное магистрату города Мюльхаузена 25 июня 1708 г.). В Мюльхаузене он начинает писать кантаты и подрабатывает мастером по ремонту органов.

17 октября того же года женится на своей двоюродной сестре (тоже круглой сироте) Марии Барбаре. Она родила Баху семь детей, из которых выжили четверо. В это же время к Бахам переехала старшая незамужняя сестра Марии Барбары, которая помогала им вести хозяйство до самой своей смерти в 1729 году.

Весной 1708 год Иоганн Себастьян Бах впервые публикует свое произведение – «Выборную кантату».

А в июле того же года композитор  переезжает в Веймар — он  придворный органист и композитор. Семья Баха поселилась всего в пяти минутах ходьбы от герцогского дворца.

 У Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. Здесь он написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является «Хорошо темперированный клавир»). Тогда же Бах начал работу над «Органной книжечкой» - сборником органных хоральных прелюдий. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов. В Веймаре написано множество пьес для клавесина.

 «Каждое воскресенье я хожу к барону ван Свитену; мы играем там исключительно только Генделя и Баха. Сейчас я как раз составляю себе коллекцию из фуг Баха, причем в нее входят произведения как Себастьяна, так и Эммануила и Фридемана». Вольфганг Амадей Моцарт.

В июле 1717 года Бах получает предложение кетенского князя Леопольда стать капельмейстером придворной капеллы.

В сентябре 1717 года он посещает Дрезден, где его ждет невероятный успех как исполнителя-виртуоза. Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».

Где есть благочестивая музыка, Бог всегда тут же с его любезным присутствием. Иоганн Себастьян Бах

В октябре он возвращается в Веймар и подает прошение об отставке, за что по распоряжению герцога был помещен по арест с 6 ноября по 2 декабря. Герцог дает ему отставку «с изъявлением немилости».

2 декабря 1717 года Бах, наконец, переезжает в Кетен — Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, назначает его на должность капельмейстера придворной капеллы. Князь, сам музыкант, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Однако князь был кальвинистом и не приветствовал использование утончённой музыки на богослужениях, поэтому большинство кётенских работ Баха были светскими. Среди прочего, в Кётене Бах сочинил сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло. В этот же период написаны и знаменитые Бранденбургские концерты.

В мае 1720 года Бах вместе с князем Леопольдом посещает Карлсбад. А в начало июля умирает жена композитора — Мария Барбара.

3 декабря 1721 года Иоганн Бах женится второй раз на дочери придворного музыканта из Вейсенфельде Анне Магдалине Вилькен. Она происходила из семьи профессиональных музыкантов, обладала красивым голосом и хорошим слухом. Помогая мужу, Анна Магдалена переписала множество его произведений. Второй брак был для композитора гораздо более удачным, чем первый. Для любимой жены Бах создает «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах». В этом браке у Баха рождается тринадцать детей, но выживают из них шестеро.

В 1722 году устав от светской музыки, Бах подает прошение на открывшуюся в Лейпциге вакансию кантора. В мае 1723 года он вступает в должность кантора собора Святого Фомы и преподавателя школы певчих при соборе.

Подпись Баха.

Преподавание тяготит композитора, отнимая время от творчества (должность Иоганна Себастьяна предусматривала также преподавание латыни, однако ему было позволено нанимать помощника, делавшего эту работу за него, поэтому преподаванием латыни занимался Пецольд за пятьдесят талеров в год). В обязанности Баха входило преподавание пения и еженедельное проведение концертов в двух главных соборах Лейпцига, Святого Фомы и Святого Николая. Одновременно композитор принимает живое участие в деятельности «Музыкальной коллегии» Лейпцига.

В лейпцигский период творчества Бах пишет «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокую мессу», «Величальную ораторию», мессу си минор, «Рождественскую ораторию». Начальство недовольно произведениями Иоганна Себастьяна – они «не церковны», в них отсутствует подобающая строгость, но в избытке наличествует красочность земной музыки. Взаимное недовольство композитора и его начальства, в конце концов, выливаются в открытый конфликт.

«Его нужно звать не Бах  – (ручей), а море».  Людвиг ван Бетховен.

В 1729 года Бах получает звание придворного саксен-вейсенфельского капельмейстера, что было ознаменовано исполнением в Вейсенфельсе «Охотничьей кантаты». Бах также руководит Телемановским студенческим кружком (Collegium musicum).

19 ноября 1736 года в Дрездене подписан декрет о присвоении Баху звания придворного королевского композитора. А 1 декабря он дает двухчасовой концерт в Дрездене на органе Зильбермана.

Балтазар Деннер. «Иоганн Себастьян Бах с сыновьями».

В 1740 году Бах, оставаясь формально на службе, фактически уходит в собственное  творчество. Он пишет инструментальную музыку, пытается напечатать некоторые свои работы.

В 1745 году Бах испытывает в Дрездене новый орган.

Личная печать Баха.

Еще в 1737 году философ и историк, ученик Баха Л. Мицлер организовал в Лейпциге «Общество музыкальных наук», где «первым среди равных» был признан контрапункт, или, как бы мы сейчас сказали, полифония. В разное время в Общество вступают Г. Телеман, Г. Ф. Гендель. В 1747 году его членом становится величайший полифонист И. С. Бах. В том же году композитор посетил королевскую резиденцию в Потсдаме, где импровизировал на заданную тему перед Фридрихом II Прусским на новом в то время инструменте — фортепиано.

«Взвесив все, что свидетельствовало бы против него, нужно сказать: лейпцигский кантор  – божественное явление: он ясен и все-таки необъясним». Иоганн Вольфанг Гете.

Летом 1749 года Бах заболевает и в результате этой болезни слепнет.

В январе 1750 года — неудачные операции на глазах и как результат полная слепота.  Несмотря на это композитор продолжает работать (сочинение контрапунктов «Искусства фуги», завершение обработки хоралов).

Иоганн Себастьян Бах скончался 28 июля 1750 года в Лейпциге. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу.

Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа. Композитора похоронили вблизи собора Святого Иоанна (Johanniskirche), одного из двух соборов, где он прослужил двадцать семь лет.

Однако вскоре могила затерялась (по территории кладбища проложили дорогу), и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ по расширению церкви, и были перезахоронены в 1900 году. После разрушения этого собора во время Второй мировой войны 28 июля 1949 года прах был перенесён в собор Святого Фомы. В 1950 году, который был назван годом И. С. Баха, над местом его захоронения была установлена бронзовая надгробная плита.

Собор Святого Фомы в Лейпциге — последнее пристанище великого композитора.

Могила Иоганна Себастьяна Баха.

Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

Вопреки распространённому мифу, Бах после смерти не был забыт. Правда, в первую очередь это касалось произведений для клавира: его сочинения исполнялись и издавались, использовались в дидактических целях. В соборах продолжали звучать произведения Баха для органа, в постоянном обиходе были гармонизации хоралов. Кантатно-ораториальные сочинения Баха звучали редко (хотя ноты бережно сохранялись в соборе Святого Фомы), как правило, по инициативе Карла Филиппа Эммануила Баха.

Уже в 1800 году Карлом Фридрихом Цельтером была организована Берлинская певческая академия (Singakademie), основной целью которой была пропаганда баховского певческого наследия. Большой общественный резонанс приобрело исполнение 11 марта 1829 года в Берлине учеником Цельтера, двадцатилетним Феликсом Мендельсоном-Бартольди, «Страстей по Матфею». Событием стали даже репетиции, которые проводил Мендельсон - их посетило множество любителей музыки. Представление имело такой успех, что концерт был повторён в день рождения Баха. «Страсти по Матфею» прозвучали также в других городах — во Франкфурте, Дрездене, Кёнигсберге.

Играть на любом музыкальном инструменте очень легко: все, что для этого требуется, — нажимать в нужное время на нужную клавишу. А играть он будет сам. Иоганн Себастьян Бах.

За свою жизнь Бах написал более тысячи произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. Некоторые произведения Баха являются обработками произведений других композиторов, а некоторые - переработанными версиями собственных произведений.

В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708-1714 гг.) он не только написал много пар прелюдий и фуг, токкат и фуг, но и сочинил неоконченную Органную книжечку — сборник из сорока шести коротких хоральных прелюдий, в котором демонстрировались различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральные темы. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения (шесть трио-сонат, сборник «Clavier-Übung» и восемнадцать Лейпцигских хоралов).

Соната для скрипки соль минор (BWV 1001), рукопись Баха.

Бах также написал ряд произведений для клавесина, многие из которых можно было исполнять и на клавикорде.

Большинство клавирных произведений Баха, изданных при его жизни, содержались в сборниках под названием «Clavier-Übung» («клавирные упражнения»).

«Хорошо темперированный клавир» в двух томах, написанных в 1722 и 1744 годах, — сборник, в каждом томе которого содержится по двадцать четыре прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность. Этот цикл имел очень важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов, позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности — прежде всего, к современному равномерно темперированному строю.

Пятнадцать двухголосных и пятнадцать трёхголосных инвенций — небольшие произведения, расположенные в порядке увеличения количества знаков в тональности. Предназначались (и используются по сей день) для обучения игре на клавишных инструментах.

Три сборника сюит: Английские сюиты, Французские сюиты и Партиты для клавира. Каждый цикл содержал по шесть сюит, построенных по стандартной схеме (аллеманда, куранта, сарабанда, жига и необязательная часть между последними двумя). В английских сюитах аллеманде предшествует прелюдия, а между сарабандой и жигой присутствует ровно одна часть; во французских сюитах количество необязательных частей увеличивается, а прелюдии отсутствуют. В партитах стандартная схема расширяется: кроме изысканных вступительных частей, присутствуют дополнительные, причём не только между сарабандой и жигой.

«Гольдберг-вариации» (написаны около 1741 г.) - мелодия с тридцатью вариациями. Цикл имеет довольно сложное и необычное строение. Вариации строятся скорее на тональном плане темы, чем на самой мелодии.

Разнообразные пьесы вроде «Увертюры во французском стиле», BWV 831, «Хроматической фантазии и фуги», BWV 903, или «Итальянского концерта», BWV 971.

Бах писал музыку, как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — шесть сонат и партит для скрипки соло, BWV 1001—1006, шесть сюит для виолончели, BWV 1007—1012, и партиту для флейты соло, BWV 1013, — многие считают одними из самых глубоких творений композитора.

Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, сопровождаемых лишь генерал-басом, а также большое количество канонов и ричеркаров, в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений — циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

Наиболее известные произведения Баха для оркестра — «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе (эта попытка оказалась безуспешной). Шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Другие дошедшие до нас произведения Баха для оркестра включают два скрипичных концерта, концерт для двух скрипок ре минор, BWV 1043, и концерты для одного, двух, трёх и даже четырёх клавесинов. Кроме концертов, Бах сочинил четыре оркестровые сюиты.

Среди камерных произведений композитора следует особо выделить вторую партиту для скрипки, в частности последнюю часть — чакона.

В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви святого Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом были написаны более трехсот кантат на духовную тематику, из которых только двести дошли до наших дней. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего лишь несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Наиболее известными из духовных кантат Баха являются «Christ lag in Todesbanden» (номер 4), «Ein’ feste Burg» (номер 80), «Wachet auf, ruft uns die Stimme» (номер 140) и «Herz und Mund und Tat und Leben» (номер 147). Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди самых известных светских кантат Баха — две «Свадебных кантаты», шуточная «Кофейная кантата» и «Крестьянская кантата».

Нотный текст кофейной кантаты (BWV 211). Автограф И.С.Баха.

«Страсти по Иоанну» (1724 г.) и «Страсти по Матфею» (ок. 1727 г.) — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях Святого Фомы и Святого Николая. Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Известно, что Бах написал четыре или пять пассионов, но только эти два полностью дошли до наших дней.

Наиболее известная оратория Баха «Рождественская оратория» (1734 г.) — цикл из шести кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. «Пасхальная оратория» (1734—1736 гг.) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем «Рождественская оратория» или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723 г.) и более поздней и известной (ре мажор, 1730 г.).

Наиболее известная и значимая месса Баха — месса си минор (закончена в 1749 г.), представляющая собой полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха — впервые это произошло только в XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за несоответствия лютеранскому канону (в него входили только Кирие и Глория), а также из-за длительности звучания (около двух часов). Кроме мессы си минор, до нас дошло четыре коротких двухчастных мессы Баха (Кирие и Глория), а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie.

Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около ста восьмидесяти хоралов, песни и арии.

Сегодня каждому из известных произведений композитора присвоен номер BWV(сокращение от Bach Werke Verzeichnis - каталог работ Баха).

Легко играть на любом музыкальном инструменте: всё, что вам нужно сделать, это прикоснуться к правильной клавише в правильное время и инструмент будет играть самостоятельно. Иоганн Себастьян Бах.

Первым описанием жизни и творчества Баха стала работа, выпущенная в 1802 году Иоганном Форкелем. Составленная Форкелем биография Баха основана на некрологе и рассказах сыновей и друзей Баха.

В середине XIX века интерес широкой публики к музыке Баха возрос, композиторы и исследователи начали работу по собиранию, изучению и изданию всех его произведений. Роберт Франц опубликовал несколько книг о творчестве композитора.

Памятник И. С. Баху у церкви Св. Фомы в Лейпциге

Следующим капитальным трудом о Бахе стала книга Филиппа Шпитты, изданная в 1880 году.

В начале XX века опубликовал свою книгу о Бахе немецкий органист и исследователь Альберт Швейцер. В этом произведении, кроме биографии композитора, описания и анализа его произведений, много внимания уделяется описанию эпохи, в которую он работал, а также богословским вопросам, связанным с его музыкой.

Все эти книги пользовались безусловным авторитетом до середины XX века, когда с помощью новых технических средств и тщательных исследований были установлены новые факты о жизни и творчестве Баха, местами вступавшие в противоречие с традиционными представлениями. Так, например, было установлено, что Бах написал некоторые кантаты в 1724—1725 годах (раньше считалось, что это произошло в сороковых годах), были найдены неизвестные произведения, а некоторые приписываемые ранее Баху оказались написанными не им. Были установлены некоторые новые факты его биографии. Во второй половине XX века было написано много работ на эту тему — например, книги Кристофа Вольфа. Также существует работа, называемая мистификацией XX столетия, «Хроника жизни Иоганна Себастьяна Баха, составленная его вдовой Анной Магдаленой Бах», написанная английской писательницей Эстер Мейнел от имени вдовы композитора.

Многие крупные композиторы, такие как Моцарт и Бетховен, знали и любили творчество Иоганна Себастьяна. Например, при посещении школы Святого Фомы Моцарт услышал один из мотетов (BWV 225) и воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» — после чего, попросив ноты, долго и упоённо изучал их. Бетховен в детстве играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии».

В России начала XIX века как знатоки и исполнители музыки Баха особенно выделяются ученица Фильда Мария Шимановская и Александр Грибоедов.

Гёте, довольно поздно в своей жизни познакомившийся с произведениями Баха (в 1814 и 1815 годах в городе Бад-Берка были исполнены некоторые его клавирные и хоровые сочинения), в письме 1827 года сравнил ощущение от музыки Баха с «вечной гармонией в диалоге с самой собой».

Но настоящее возрождение музыки Баха началось с исполнения «Страстей по Матфею» в 1829 году в Берлине, организованное Феликсом Мендельсоном. Гегель, посетивший концерт, позже назвал Баха «великим, истинным протестантом, сильным и, так сказать, эрудированным гением, которого мы только недавно вновь научились ценить в полной мере». В последующие годы продолжилась работа Мендельсона по популяризации музыки Баха и рост известности композитора.

В 1850 году было основано Баховское общество, целью которого являлись сбор, изучение и распространение произведений Баха. В последующие полвека этим обществом была проведена значительная работа по составлению и публикации корпуса произведений композитора.

В XX веке продолжилось осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений. Сегодня исполнители музыки Баха разделены на два лагеря: предпочитающих аутентичное исполнение (или «исторически ориентированное исполнение»), то есть с использованием инструментов и методов эпохи Баха (например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было принято в XIX и начале XX века), и исполняющих Баха на современных инструментах.

Музыка Баха для одних инструментов часто перекладывалась для других, например, Бузони переложил органную токкату и фугу ре минор и некоторые другие произведения для фортепиано.

 Некоторые композиторы выражали своё почтение Баху, включая в темы своих произведений мотив BACH (си-бемоль — ля — до — си в латинской нотации). Например, Лист написал прелюдию и фугу на тему BACH, а Шуман написал шесть фуг на ту же тему. «Вариации на тему Диабелли» Бетховена имеют прототипом «Гольдберг-вариации», 24 прелюдии и фуги Шостаковича, написанные под впечатлением от «Хорошо темперированного клавира». В финал «Сонаты для виолончели ре мажор» Брамса вставлены музыкальные цитаты из «Искусства фуги».

В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегчённые» и «осовремененные» версии его произведений. Среди них — широко известные сегодня мелодии, исполненные Swingle Singers, и запись Венди Карлос 1968 года «Switched-On Bach», где использовался синтезатор. Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты, такие как Жак Лусье. Обработку Гольдберг-вариаций в стиле нью-эйдж исполнил Джоэль Шпигельман.

Хоральная прелюдия «Ich ruf’ zu Dir, Herr Jesu Christ» (BWV 177) в исполнении Гарри Гродберга звучит в фильме «Солярис» (1972 г.).

 Музыка Баха в числе лучших творений человечества записана на золотой диск «Вояджера».

Иоганн Себастьян Бах возглавил десятку самых великих композиторов всех времён и народов (по версии New York Times).

Цель и конечный конец всей музыки не должно быть ничто другое, кроме как восславление Бога и восстановление души. Иоганн Себастьян Бах.

В мире существует широкая сеть баховских учреждений. Самые крупные из них — «Bach-Institut» в Геттингене (ФРГ) и «Национальный исследовательский и мемориальный центр И. С. Баха в ФРГ в Лейпциге.

С 1954 года институтом в Геттингене и баховским центром в Лейпциге осуществляется новое критическое издание полного собрания произведений Баха. Продолжается издание аналитико-библиографического перечня баховских сочинений «Bach-Compendium» совместно с Гарвардским университетом (США).

Памятник И. С. Баху в Эйзенахе.

Последние десятилетия отмечены рядом значительных достижений в баховедении: издано четырехтомное собрание «Bach-Dokumente», установлена новая хронология вокальных сочинений, а также «Искусства фуги», осуществлена публикация неизвестных ранее четырнадцати канонов из «Гольдберг-вариаций» и тридцати трех хоралов для органа.

Я был вынужден быть трудолюбивым. Тот, кто одинаково трудолюбив, добивается успеха одинаково хорошо. Иоганн Себастьян Бах

Print Friendly

Коментарии (1)

  1. 12:02, 24.06.2015Наталия  / Ответить

    В Питере идет очень интересный балет о значимых событиях личной и творческий жизни великого композитора И.С. Баха во время проживания его в Веймаре «Многогранность . Формы тишины и пустоты» — знаменитая балетная постановка, творение гениального испанского хореографа и постановщика Начо Дуато. Представление состоит из двух актов, на протяжении которых зрители получают возможность насладиться современной хореографией на фоне барочной музыки

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.