БАХРУШИНА МУЗЕЙ

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина - крупнейшее в России собрание материалов по истории отечественного и зарубежного театра.

Главное здание музея расположено в бывшей усадьбе А. А. Бахрушина в Замоскворечье по адресу 115054, Москва, ул. Бахрушина, 31/12 (телефон (495) 953-4470 — справочная и экскурсионное бюро).

Здание было построено в 1896 году по проекту архитектора К. К. Гиппиуса. Это одноэтажный особняк, выполненный в формах ранней английской готики. Наружное убранство сооружения, за исключением отдельных деталей, хорошо сохранилось, но роскошные интерьеры, производившие на современников большое впечатление, понесли большие потери. До наших дней дошел декор «готического» вестибюля и фрагменты декора кабинета.

Вестибюль Театрального музея имени А.А.Бахрушина.

Постоянная экспозиция музея размещена в нескольких залах. Вестибюль встречает посетителей двумя большими витринами, где экспонируются предметы, рассказывающие о роде Бахрушиных и о времени создания музея. Среди ценных материалов — фотографии А. А. Бахрушина, акварельный эскиз дома, выполненный художником К. Гиппиусом, вырезка из газеты, со статьей о передаче А. А. Бахрушиным своего музея Императорской Академии наук (1913 г.). Весьма интересна экскурсия по кабинету А. А. Бахрушина. Здесь представлены личные вещи коллекционера, альбом с автографами, приходивших в гости знаменитостей. Богато представлены и предметы театрального пристрастия коллекционера: живописные полотна, фотографии, афиши, зрительские трубочки, балетные туфли, личные вещи актеров.

Кроме основного здания Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина в Москве имеет ряд филиалов, в том числе два мемориальных дома, три музея-квартиры, выставочный зал.

Музей был основан в Москве в 1894 году А. А. Бахрушиным передавшим его в 1913 году в ведение Академии наук.

Одним из основных источников пополнения коллекции музея были дары — «Лицедействующей братии», по словам антиквара М. М. Савостина, идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие большую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы» куда собирались известные актёры и режиссёры: А.  И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда являлись не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.

В 1913 году музей был передан в ведение Петербургской академии наук. В это время формируется штат сотрудников, начат учет коллекций, заведены соответствующие инвентарные книги. Музей получает новое название Театрально-литературный музей Академии наук.

После Октябрьской революции в 1918 был включен в сеть государственных учреждений РСФСР. По распоряжению В. И. Ленина музею было присвоено имя его основателя, а самого Бахрушина назначили пожизненным директором музея.

Если до 1917 года музей посещали в среднем около трехсот-четырехсот человек в год, то в советское время посещаемость музея значительно выросла.

После революции театральный музей размещался в двадцати пяти залах, четырнадцать из которых дважды в неделю были открыты для публики. Штат музея составлял двенадцать человек, на сегодняшний день — около двухсот. Значительно расширились фонды музея — в 1949 году фонды музея насчитывали 314 тысяч единиц хранения, а к 1991 году насчитывалось уже свыше одного миллиона экспонатов. Сегодня здесь 1 449 993 единиц хранения, из них 1 308 946 предметов основного фонда.

Экспозиция музея.

К 1924 году фонды Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина пополнились коллекцией С. И. Зимина, которую он отказался передать в 1914 году по причине неприемлемых для музея условий. Также в музее появились архив семьи Садовских, собрание фарфоровых статуэток-карикатур П. Г. Степанова, часть архива Дирекции императорских театров.

В 1987 году как самостоятельное подразделение театрального музея был образован реставрационный отдел. На сегодняшний день в отделе работают десять мастеров, которые занимаются реставрацией масляной и темперной живописи, графики, афиш, рукописей, предметов из ткани, мебели. В своей работе они используют методики, разработанные ведущими реставрационными центрами страны. По мере необходимости осуществляется фотофиксация экспонатов, проводятся физико-химические анализы в ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря. Реставраторы музея передают свой опыт студентам реставрационного отделения МГАХУ Памяти 1905 года.

В музее имеются архивы и рукописи выдающихся деятелей российского и мирового театра: М. С. Щепкина, А. С. Грибоедова, П. С. Мочалова, М. Н. Ермоловой, театральной династии Садовских, В. Ф. Комиссаржевской, А. П. Ленского, К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. А. Горского, К. Я.  Голейзовского, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина, Н. Г. Помяловского, В. А. Теляковского, Н. Н. Синельникова

В фонде декорационной живописи хранятся эскизы декораций П. Гонзаго, А. Я. Головина, К. А. Коровина, В. Д. Поленова, М. А. Врубеля, В. М. и А. М. Васнецовых, В. А. Серова, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, В. А. Симова, Ф. Ф. Федоровского, К. Ф. Юона, П. В. Вильямса, В. В. Дмитриева, Добужинского, Коровина, Юона, Рериха, Татлина, Экстер, Родченко, Поповой.

Экспозиция музея.

 

В  иконографическом фонде — портреты актеров, выполненные К. П. Брюлловым, О. А. Кипренским, И. Е. Репиным, Н. А. Андреевым, дружеские шаржи на театральных деятелей работы Кукрыниксов.

Музей располагает большим количеством фотографий постановок спектаклей от пятидесятых годов XIX века до наших дней, афишами и программами, а также мемориальными вещами театральных деятелей, собранием граммофонных и магнитофонных записей крупных оперных и драматических артистов.

Наиболее ценные (уникальные) коллекции музея: Коллекция театрально-декорационного искусства конца XVIII — конца ХХ века, Коллекция рукописных материалов по истории русского тетра конца XVIII — ХХ веков, Архив Бахрушеных, Архив С. И.  Зимина, Архив Кшесинских, Архив Мамонтовых, Архив М. И. Петипа, Архив Т. Л. Щепкиной-Куперник, Архив В. Э.Мейерхольда, Архив Камерного театра, Архив ГОСЕТа, Собрание материалов Государственного театра им. Вс. Мейерхольда (ГосТИМа).

При музее имеется библиотека, насчитывающая около пятидесяти тысяч томов.

Материалами и консультациями музея пользуются актеры, режиссеры, театральные художники, студенты театральных учебные заведения.

На базе своих фондов музей издал ряд научных трудов.

Экспозиция музея.

 

Помимо многочисленных выставок и экскурсионной программы, театр организует встречи с известными артистами и творческие вечера, а также лекции по истории театра с использованием уникальных фондовых материалов.

Среди филиалов Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина Дом-музей А. Н. Островского (М. Ордынка, 9), Дом-музей М. Н. Ермоловой (Тверской бульвар, 11), Музей-квартира В. Э. Мейерхольда (Брюсов пер., 12, кв. 11).

Дом-музей А. Н. Островского был открыт в 1984 году в здании, где родился драматург. Коллекция музея состоит из личных вещей драматурга и его семьи, друзей-актеров.

Дом-музей М. Н. Ермоловой находится в особняке конца XVIII века, в котором великая актриса жила с 1889 по 1928 год. Экспозиция музея рассказывает об истории жизни и карьере М. Н. Ермоловой.

Мемориальная квартира В. Э. Мейерхольда расположена в жилом доме, который является памятником истории и культуры и носит название «Дом артистов», о чем свидетельствует соответствующая памятная табличка.

Кроме того филиалами музея являются: Музей-квартира актерской семьи М. В. и А. А. Мироновых и А. С. Менакера (М. Власьевский пер., 7, кв. 8), Музей-квартира Г. С. Улановой (Котельническая наб., 1/15, кв. 185), Театральная галерея на Малой Ордынке, (М. Ордынка, 9, стр. 1  -на территории дома-музея А. Н. Островского), Театральный салон на Тверском бульваре, (Тверской бульвар, 11 - на территории дома-музея М. Н. Ермоловой),  Дом-музей М. С. Щепкина, (Щепкина, 47).

Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина вместе с Благотворительным фондом возрождения культуры и традиций малых городов Руси, начиная с 2002 года, проводят ежегодный Бахрушинский фестиваль (вторая половина мая — первая неделя июня). Место проведения постоянно меняется: в городах Москве и Зарайске — родине Бахрушиных и других городах, связанных с именами известных меценатов и благотворителей.

Крупнейшие выставочные проекты музея: «Москва — Париж — Москва» (Центр Жоржа Помпиду, Париж, 1980 г, ГМИИ им. Пушкина, Москва, 1981 г.), «Русское и советское искусство 1870-1930» (Италия, 1989 г.), «Россия, 1900-1930: Сценическое искусство» (Италия, 1990 г.), «Искусство в жизнь: Русский конструктивизм 1914-1932» («Art into life: Russian comstructivism 1914 — 1932») (Henry Art Gallery of the University of Washington, Сиэттл, США, 1990 г., Walker Art Center, Миннеаполис, США, 1990 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва, 1991 г.), «Александра Экстер и Камерный театр» (Тренто, Италия, 1991 г.),  «Театр в революции: сценография русского авангарда 1913-1935» («Theatre in revolution: Russian avant-garde stage design 1913-1935») (США: Музей изящных искусств, Сан-Франциско, 1991-1992 гг., Галерея науки и искусства IBM, Нью-Йорк, 1992 г., Музей и культурный центр Арманда Хаммера, Лос-Анджелес, 1992 г., Сан-Антонио, Музей искусств Марион Куглер МакНей, 1992-1993 гг., Музей танца, Стокгольм, Швеция, 1993 г.),  «Русская сцена 1900-1930» (Баварская академия изящных искусств, Мюнхен, Германия, 1994 г.),  «Татлин» (Кунстхалле, Дюссельдорф, Германия, 1993 г., Баден-Баден, 1994 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва, 1994 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1994 г., Музей Пикассо, Барселона, 1995 г.), «Берлин — Москва / Москва — Берлин» (Мартин-Гропиус Бау, Берлин, 1995-1996 гг., ГМИИ им. Пушкина, Москва, 1996 г.),  «Художники Большого театра» (ЦВЗ «Манеж», Москва, 2001 г.),  «Mit voller Kraft» («В полную силу»), «Русский авангард 1910-1934» (Музей искусств и ремесел, Гамбург, 2001 г.),  «Работая для Дягилева» (Музей Гронингер, Нидерланды, 2004-2005 гг.), «В поисках самоидентификации: Русское искусство второй половины XIX века» (Париж, 2006 г.),  «Авангард. До и после» (Брюссель, Бельгия, 2005—2006 гг.),  «Танец авангарда» (Роверето, Италия, 2006 г.), «Модернизм: создание нового мира. 1914-1939» (Лондон, Великобритания и Херфорд, Германия, 2006 г.), « Россия & СССР. Искусство, литература, театр в 1905-1940 гг.» (Генуя, Италия, 2006—2007 гг.), «Маски: От мифа к карнавалу» (Москва, 2006—2007 гг.), «Шедевры современного искусства из Москвы. Еврейские художники 1910-1940 гг.» (Амстердам, Нидерланды, 2007—2008 гг.).

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.